Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10

Тест шипованных шин 215/65R16 (Авторевю)

  • Дата начала теста:  15 Февраля 2011
  • Дата окончания теста:  25 Февраля 2011
  • Качество дорог:  Отличное
  • Автомобиль:  Volvo V70, Volkswagen Tiguan

Кроссоверов становится все больше. В прошлом году их доля среди проданных в России новых автомобилей достигла 13%! И всем нужны зимние шины. Какие?

В нашем тесте – девять комплектов шин: Bridgestone ice Cruiser 7000, Continental ContiIceContact, Gislaved Nordfrost 5, Michelin X-Ice North 2, Nokian Hakkapeliitta 7, Nordman 4, Pirelli Winter Carving Edge, Yokohama Ice Guard 35 и отечественные КАМА 515. Все шипованные. И хорошо ли шипованные? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и провели «динамометрическое вырывание шипов». Выяснилось, что усилие, с которым можно вырвать шип из протектора, лежит в диапазоне от 3,5 кгс у шин Michelin до 7,0 кгс у Nokian. За исключением шин ContiIceContact, применена новая технология установи шипов: их покрывают специальным составом, который работает как клей. Когда дядя Ваня все же выдернул шип, на нем оказались следы резины, а динамометр зафиксировал усилие в 20 и 25 кгс для двух шипов. Примерно в четыре раза больше, чем «в среднем по больнице»!

А с шинами Nokian вышел казус: на одной из покрышек мы обнаружили три шипа без твердосплавных вставок. Комментарий специалистов Nokian прозвучал так:

- В этом году мы поменяли поставщика шипов, и, видимо, он допустил брак. Будем разбираться.

На Тигуане я наматывал круги по трассе управляемости, а дядя Ваня с Андреем Моховым работали на Volvo V70: измеряли время разгона и тормозной путь на льду. Переднеприводный Volvo с отключенными задними тормозами позволяет делать замеры, меняя только передние колеса, и это помогало не упустить погоду.

 На каждом комплекте они делают шесть-восемь торможений, столько же разгонов – для набора статистики. И периодически повторяют замеры на шинах, которые были первыми (мы их называем базовыми), чтобы после скорректировать результаты с учетом изменения погоды и состоянием льда. На длинном и широком треке этим условия меняются не столь быстро, тем более что дядя Ваня каждый раз тормозит и разгоняется на новом месте, а вот у меня – буквально с каждым кругом. Сначала очень скользко. Вскоре на траектории появляется насечка от шипов, и коэффициент сцепления растет – время круга улучшается. Потом в поворотах увеличивается количество выщербленной шипами ледяной крошки, и время на «базовых» шинах опять становится хуже, то есть увеличивается… В итоге с учетом коррекции с помощью базовых шин в этом упражнении  было зафиксировано преимущество шин Continental ContiIceContact. Но шипы в этих шинах выступают из проектора сильнее всего – в среднем на 1,6 мм, а отдельные вставки торчат и на 1,9 мм. В Финляндии это запрещено – по правилам, направленным на снижение ущерба дорожному покрытию, шипы не должны выступать более чем на 1,2мм. У нас же такие нормативы только в проект – если они будут одобрены, то в техническом регламенте появится пункт: «Выступ шипа за пределы проектора – 1,2+-0,3мм». А пока – хоть на спортивном семимиллиметровом шипе езжай – никто слова не скажет. Этим и пользуется компания Continental. Правда, непонятно, почему не пользуются другие – опасаются ухудшения «асфальтовых» характеристик?

Шадричев и Мохов перевешивают аппаратуру на Tiguan и опять выезжают на ледяной трек – теперь для того, чтобы сымитировать аварийную ситуацию, а точнее – попытку объехать внезапное препятствие с применением торможения. Автомобиль разгоняется до 30 км/ч, дядя Ваня бьет по педали тормоза и одновременно на пол-оборота выворачивает пуль. Наши замеры показали, что на шинах Michelin и Continental избежать неприятного столкновения с «оленем» проще, чем, скажем, на шинах Yokohama или Bridgestone. А как выступают шины Nokian?

Представители компании работают в соседних боксах и в процесс наших испытаний не вмешиваются. Так что с вопросом подошел я – и вызвал немалое удивление:

- Nokian на льду хуже, чем Continental? Не может быть! Мы в этом году модернизировали шины Hakkapeliitta 7 с учетом рекомендаций инженеров Porsche. Внешне они те же, но в конструкции кое-что поменяли.

Финны спрашивают, можно ли проехать с нами. За руль садится Мика, местный испытатель, я справа – и мы едем на трассу «ледяной» управляемости. Сначала пара кругов на шинах Continental, затем – на Nokian. Мика недоумевает: результаты и впрямь не в пользу финских покрышек.

Теперь те же упражнения, но на укатанном снегу. Здесь шипы уже не справляются с определяющим фактором – и гегемонии Continental приходит конец. На разгоне выигрывают покрышки Michelin, на торможении Gislaved при объезде «оленя» предпочтительнее Pirelli. А на трассе управляемости лучше других ведут себя шины Nokian: лучшее время круга и максимальный балл за удобство управления автомобилем. Эх, еще бы ESP на Тигуане отключалась полностью, а то едешь будто со строгим инструктором в автошколе…

Покрытие здесь тоже меняется, но по-другому: образуется колея. Пять-шесть кругов – и я еду менять шины, а в это время на трассу выезжает ратрак с широченным ножом-скребком – и покрытие как новенькое.  Тут же на трассе управляемости я встретил живых, а не виртуальных оленей. К счастью, это случилось уже на выезде, когда я сбросил скорость,  - шесть оленей перегородили всю дорогу! Если бы они вышли на трассу двумя поворотами раньше, без жертв вряд ли обошлось.

Осталось оценить проходимость. Подобных тестов сами финны не проводят, поэтому найти подходящую площадку с умеренно глубоким снегом оказалось непросто. Либо непролазная целина, либо идеально вычищенные дороги. Нашли-таки площадку на озере со слоем снега около 30 см. Даже Тигуану – по самые противотуманные фары. Ползаем по целине на каждом комплекте шин – с пробуксовкой, внатяг, то есть на грани пробуксовки… В багажнике лопата, а на связи дежурный пикап с тросом. Его помощь понадобилась нам всего один раз, когда Tiguan был на шинах Pirelli: он не смог выбраться назад по колее, которую только что проложил на этих же шинах. А это кстати, один из основных критериев оценки шин с точки зрения проходимости: автомобиль обязан выезжать оттуда, куда он медленно, без предварительного разгона сам же и заехал.

На следующий день природа помогла нам сделать измерения, о которых мы давно мечтали. Прошел снегопад – и испытательные дороги покрылись примерно 15-сантиметровым слоем снега. И теперь  мы можем оценить динамику разгона после снегопада, когда дороги еще не расчищены. Пять-шесть стартов на Volvo с пробуксовкой на каждом комплекте шин – и выясняем, что лучше всего по целине разгоняется автомобиль на шинах Nokian, Nordman и Yokohama. А хуже – на шинах Michelin.

После испытаний внимательно осматриваем и подсчитываем потери шипов. Понятное дело, за вычетом тех двух, что мы сами же и выдрали перед тестами. Потери оказались невелики – по одному-два шипа на комплект. А шины Continental, Nokain, Nordman и, что нам особенно приятно, КАМА не потеряли ни одного шипа. И только состояние шин Pirelli – как гром в феврале. На одной из четырех шин мы насчитали 21 пустую «дырку», а всего их было 32! Стоит ли покупать шипованные шины, если в конце зимы они превратятся в нешипованные?

Покончив с зимними тестами, мы взяли паузу до весны, чтобы продолжить испытания на летнем полигоне компании Nokian Tyres.

 Собственно говоря, мы могли провести «асфальтовые» тесты и на Дмитровском автополигоне, а в Тампере отправились главным образом потому, что здесь можно оценить еще и склонность шин к слашпленингу – «всплыванию» на снежно-водяной каше. Явление, кстати, опасное и распространенное. Весной наши дорожники нередко выгребают мокрый снег от бордюров на середину дороги, чтобы он быстрее растаял под колесами автомобилей, и если слой такого «жидкого» снега всего два сантиметра, шины теряют контакт с дорогой уже при скорости 37 км/ч – автомобиль становится неуправляемым! Неплохо бы эти цифры запомнить и дорожникам.

Именно на скорости 37 км/ч «всплывают» шины Nokian и Nordman. А другие теряют надежный контакт с дорогой еще раньше – Yokohama не позволяет разогнаться и до 34 км/ч. Казалось бы, разница небольшая, но в реальных условиях это означает, что автомобиль на одних шинах в повороте лишь слегка поскользнется, а на других – рискует оказаться на встречной полосе.

Следующие упражнения мы проводим главным образом для тех, кто зимует в крупных городах, причем ездит преимущественно по асфальту.

Торможение с 80 км/ч на мокром асфальте, со 100 км/ч на сухом, «переставка» - и в очередной раз становится ясно, что шины, блиставшие на скользких покрытиях, на асфальте работают плохо. Взять хотя бы торможение: если на летних шинах, согласно нашим замерах, Tiguan останавливается со 100 км/ч через 42,3 метра, то на зимних шинах тормозной путь на асфальте увеличивается в среднем на десять метров!

И, наконец, комфорт. Сначала – акустический. Я поддерживаю одинаковую скорость на «зачетных» участках дороги, а сидящий рядом Андрей Мохов держит в руках шумомер. Впрочем, и без шумомера ясно, что громче других шины Continental и Nokian. Но даже эти «громкие» шины не раздражают. А самыми тихими в тесте оказались российские покрышки КАМА 515.

А на треке с искусственными неровностями (уступы асфальта, заглубленные колодцы и т.д.) мы выяснили, что лучшую плавность хода обеспечивают шины Michelin, а шины Pirelli, КАМА и Nordman жестковаты.

Наибольший вес в итоговой оценке имеют «ледяные» свойства (35%): лед был и остается самым опасным покрытием на зимней дороге. На втором месте снег (25%), далее отдельными строками проходимость (10%) и слашпленинг (10%), тормозные свойства на мокром асфальте (10%), и по пять процентов мы отводим на комфорт и поведение на сухом асфальте. Фавориты определены, причем они набрали равное количество баллов. Nokian Hakkapeliitta 7, Continental ContiIceContact и Gislaved Nord Frost 5 – выбирайте любые, не прогадаете. Вполне разумным выбором будут и шины Nordman 4, которые заметно дешевле, но по итогам теста уступают лидерам лишь чуть-чуть. Pirelli Winter Carving Edge – потенциально хорошие зимние шины, но их подводит качество ошиповки. Японские покрышки в другой компании, может, смотрелись бы лучше, но на фоне «грандов» выглядят бледно. Любопытно, что в итоговом рейтинге и Bridgestone, и Yokohama уступили отечественными шинами Кама 515.

А может, и ни к чему эти шипы? Может, полноприводному автомобилю, да еще с внедорожными задатками, достаточно будет зимних шин без шипов? Или вообще провести весь год на всесезонках? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующем выпуске Авторевю.

Результаты

  • Шины Continental ContiIceContact 215/65R16 XL 102T BD FR

    Сцепные свойства на льду; Управляемость на льду и снегу; Проходимость

    Сцепные свойства и управляемость на асфальте; Шум

    ПодробнееКупить
    1article-image
  • Шины Gislaved NordFrost 5 215/65R16 XL 102T DD

    Тормозные свойства на снегу и на мокром асфальте; Управляемость на льду и на снегу; Комфорт.

    Низкое сопротивление слашпленингу.

    ПодробнееКупить
    1article-image
  • Шины Nokian Hakkapeliitta 7 215/65R16 XL 102T

    Высокое сопротивление слашпленингу; Сцепные свойства и управляемость на снегу; Проходимость.

    Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте; Шум

    ПодробнееКупить
    1article-image
  • Шины Nokian NordMan 4 215/65R16 XL 102T

    Высокое сопротивление слашпленингу; Сцепные свойства на льду и на снегу; Управляемость на асфальте.

    Плавность хода; Шум.

    ПодробнееКупить
    2article-image
  • Шины Pirelli Carving Edge 215/65R16 98T

    Сцепные свойства на снегу; Управляемость на льду и на снегу; Управляемость на асфальте.

    Потеря шипов; Проходимость; Плавность хода.

    ПодробнееКупить
    3article-image
  • Шины Michelin X-Ice North 2 215/65R16 XL 102T AD

    Управляемость на льду; Сцепные свойства и управляемость на снегу; Плавность хода.

    Продольные сцепные свойства на льду; Тормозные свойства на мокром асфальте.

    ПодробнееКупить
    4article-image
  • Шины KAMA Кама 515 215/65R16 102Q

    Поперечные сцепные свойства на льду; Сопротивление слашпленингу; Тормозные свойства на сухом асфальте.

    Продольные сцепные свойства на льду и на снегу; Управляемость на снегу; Плавность хода.

    ПодробнееКупить
    5article-image
  • Шины Yokohama Ice Guard IG35 Plus 215/65R16 102T

    Сцепные свойства на асфальте; Проходимость.

    Управляемость на льду; Продольные сцепные свойства на снегу; Низкое сопротивление слашпленингу.

    ПодробнееКупить
    6article-image
  • Шины Bridgestone Ice Cruiser 7000 215/65R16 98T

    Сцепные свойства на сухом и мокром асфальте; Управляемость на сухом асфальте.

    Сцепные свойства на снегу и на льду; Управляемость на снегу и на льду.

    ПодробнееКупить
    7article-image

Fulda EcoControl HP 205/55R16 91V