Почему "КАМАЗ" ушел от КАМА к Michelin?

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заключил стратегическое партнерство с компанией Michelin. Новейшие магистральные тягачи поколения К5 будут обувать во французские шины, которые, как заявляется, помогут автопаркам экономить на топливе. На автогиганте такое непатриотичное решение объясняют пожеланиями потребителей. Эксперты издания «БИЗНЕС Online» считают, что французы могли предложить некие особые условия.

На международной выставке коммерческого автотранспорта Comtrans в Москве челнинский автопроизводитель «КАМАЗ» подписал соглашение о стратегическом партнерстве с французским производителем шин — компанией Michelin. Французскую «обувку» получит новейший грузовик пятого поколения — «КАМАЗ-54901». Как сообщается на официальном сайте, речь идет о высокотехнологичных шинах Michelin X Multi Energy Z&D и Michelin X Line Energy Z2& D2, они «обеспечивают наименьшую стоимость владения и высокую топливную экономичность».

«В производстве „КАМАЗов“ поколения К5 мы максимально используем новейшие разработки и технологии — как собственные, так и ведущих автопроизводителей мира. Поэтому логично, что при выборе „обуви“ для нашего флагмана „КАМАЗ-54901“ мы обратились к одному из лидеров в этой области — компании Michelin», — объяснил такой выбор гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сразу после подписания бумаг. По замыслу, энергосберегающие французские покрышки позволят автотранспортным компаниям, которые специализируются на магистральных перевозках, экономить свои расходы, пояснил старший вице-президент департамента шин для грузовых автомобилей и автобусов Вансан Руссе-Рувиер. Также «КАМАЗы» на мишленовских шинах должны будут показывать бо́льшую производительность.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев отказался обсуждать финансовую часть соглашения с компанией Michelin. «Мы заключили соглашение о партнерстве, [вопрос финансирования] это будет предмет дальнейшего обсуждения. Как и дальнейшее сотрудничество с компанией Michelin», — заметил Афанасьев. 

«Суть этого соглашения в том, что мы выпускаем новый магистральный грузовик и в первичной комплектации планируем устанавливать на него шины Michelin, — пояснил пресс-секретарь КАМАЗа. — В магистральном сегменте они одни из лучших в мире, и многие наши клиенты просят их ставить. По некоторым подсчетам, они позволяют экономить до 3 процентов топлива. Именно поэтому мы пошли на такое соглашение с компанией Michelin». 

Собеседник издания подчеркнул, что шины Michelin будут устанавливаться не на все магистральные тягачи «КАМАЗ». Это коснется только премиальных моделей — К5, оснащенных принципиально новой кабиной пятого поколения, разработанной на заводе кабин Daimler KAMAZ RUS. Грузовики эти начнут производить в конце 2019 – начале 2020 года. «Эти тягачи конкурируют с ведущими мировыми производителями, поэтому мы и стараемся ставить на них те же комплектующие и то же оснащение, как и у других грузовиков. Это премиальные грузовики, поэтому на них должны быть премиальные шины, вот почему мы рассматриваем возможность сотрудничества с Michelin. Если клиенты будут просить поставить любые другие шины, будем комплектовать грузовики другими шинами. Для обычных магистральных тягачей они очень дорогие». 

По словам Афанасьева, доля магистральных тягачей в продажах КАМАЗа составляет сегодня около 30%: «Сегодня в год выпускается около 10 тысяч тягачей поколения К4. В следующем году запланировано выпустить 2 тысячи грузовиков К5, которые придут им на смену». 

     Чем не понравились шины «Татнефти»

Такой непатриотичный выбор КАМАЗа тем не менее вызывает вопросы. Почему же своим, татарстанским, шинам камазисты предпочли французские? Давний партнер автогиганта — компания «Нижнекамскшина», которая входит в группу компаний «Татнефть». Как сообщал Наиль Маганов на годовом общем собрании акционеров ПАО «Татнефть», в 2018 году шинниками компании было произведено 14,6 млн штук покрышек, торговая марка компании KAMA TYRES увеличила объем выпуска продукции на 13,2%, по сравнению с 2017 годом. Основными брендами шинной продукции «Татнефти» являются «Кама», Kama-Euro, Кама-Pro (ЦМК), Viatti. Компания занимает около 20% рынка России.

Конечно, развитие производства на «Нижнекамскшине» несколько тормозилось из-за ценовых войн «Татнефти» с производителями каучуков на «Нижнекамскнефтехиме» (входит в ГК «ТАИФ»). Но буквально на днях стало известно, что Маганов нашел способ, как разрубить гордиев узел застаревшей проблемы. Для обеспечения сырьем своего шинного комплекса нефтяники покупают целый комплекс новых производственных активов в Тольятти у нефтегазового и химического холдинга «Сибур»: фирму «Сибур Тольятти», которая производит синтетические каучуки, а также «Тольяттисинтез» — управляющую компанию производственной площадки «Сибура» в Тольятти. Сделку планируется завершить до конца 2019 года.

«Ни „Нижнекамскшина“, ни любое другое предприятие не пострадает, — заверил нас Афанасьев. — У нас есть три крупных поставщика шин, это принципиальная позиция, таким образом мы гарантируем себе устойчивость поставок. И это соглашение никакого отношения к другим компаниями не имеет, оно не повлияет на производителей, которые поставляют нам шины». 

Любопытно, что в пресс-релизе также дана цитата Руссе-Рувиера о том, что производитель шин «совместно с группой компаний „КАМАЗ“ тестирует ряд инновационных сервисов и решений для транспортного парка». Это позволяет предположить, что доля «КАМАЗов», которые оснащаются шинами Michelin в линейке магистральных тягачей, будет только расти. Афанасьев и правда не исключил, что новые модели грузовиков «КАМАЗа» также будут оснащаться французскими шинами. «Если со стороны Michelin будут интересные предложения и наши потребители захотят их видеть на своих грузовиках , мы рассмотрим их», — заверил он.

      «БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов.

Роман Гуляев — автоэксперт:

— Такие договоры обычно заключатся довольно долгое время. Каждая компания заинтересована работать с определенным поставщиком, а значит, в Michelin предложили лучшие условия, чем находящийся рядом производитель шин под брендом «Кама».

Нельзя говорить, что Michelin лучше «Камы» или наоборот. Нужна сравнивать конкретные шины. Это из серии «Что лучше — „Жигули“ или Ferrari?» А если нужно мешок картошки перевести, то что тогда будет лучше? Все зависит от задач. У Michelin есть производство в поселке Давыдово, и сложно сказать, будут ли шины поставлять оттуда. Возможно, что изделия могут быть привезены из Франции или Словакии.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Производитель всегда стоит на своеобразных качелях между качеством и ценой. Плюс, возможно, требуются какие-то специфические характеристики шин. Если какой-то из поставщик не может поставить нужный товар, комплектующие, значит, обращаются к другому. Либо когда есть схожие товары там и тут, то производитель выбирает из совокупности качеств, цены и условий поставки. Можно сделать вывод, что ближайший завод не способен обеспечить какими-то специфическими шинами, если они нужны, либо не укладывается в сроки, если необходимо переналадить оборудование, либо не устраивает цена.

Мы тестируем шины для легковых автомобилей от Michelin, «Камы». И Michelin всегда входят в топ шин — не всегда занимают первое или второе место, но не занимают седьмое или восьмое. То есть это очень серьезный производитель с огромным вековым опытом производства и широчайшей палитрой. Шины Michelin устанавливают на самые разные транспортные средства — от ретромоделей Citroën DS мелкими партиями (еще сохранено производство) до поездов метро на резиновом ходу. У производителя возможности сумасшедшие, и, вполне возможно, Michelin для КАМАЗа предложил лучшее сочетание цены и качества.

Безусловно, контракт с Michelin играет и на бренд «КАМАЗ». Все это начинается с новых кабин, двигателей и все-все-все — хорошая машина состоит из хороших комплектующих. Шина — одна из комплектующих, которая серьезно влияет на ходовые качества автомобиля. А в случае с грузовиками главное — износостойкость шины. Но есть after-sales, когда шины износились и нужно покупать новые. Владельцы машины будут все равно покупать те шины, которые они найдут на рынке, а там уже как бог на душу положит.