Город: Москва
Ваш регион
8 (800) 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 (800) 300-65-10

Nokian: "Мы считаем завод во Всеволожске очень важным фактором своего успеха"

Россия всегда была для иностранных компаний в первую очередь потребителем продукта. Поэтому кризис, начавшийся в 2012 году и превративший экономику в руины в 2014-м, поставил крест на многих проектах. Кто-то сократил поставки и производство, кто-то сжался до минимума в ожидании роста, а кто-то и вовсе ушел, заколотив двери своих заводов и дилеров.

«Nokian Tyres» стала одной из немногих компаний, которая не только сохранила свое присутствие на отечественном рынке, но и готовится к расширению производства. Как удалось добиться такой стабильности, обозревателю auto.kp.ru рассказал генеральный директор «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов.

КП: От лица всей редакции позвольте поздравить вас с 80-летним юбилеем бренда Hakkapeliitta. Знаковую дату вы отмечаете с удивительными результатами: по опросу АВТОСТАТа бренд Nokian стал самым популярным среди производителей зимних шин. Как удалось добиться такого результата?

АП: Спасибо за поздравление. Красивая дата – не только повод для праздника, но и прекрасная возможность подвести промежуточные итоги. Была проделана большая работа на российском рынке, результатом которой стала лояльность клиента и узнаваемость бренда Nokian. Но начать стоит с истории: Nokian давно в России, ведь мы были первым западным шинным брендом, который попал на российский рынок. Вернее, тогда еще советский – первые финские покрышки приехали в СССР в рамках бартерной торговли в 1964 году.

КП: Это как-то помогает Вам сегодня?

АП: Конечно! Несколько поколений автомобилистов выросло на постулате, что лучшие зимние шины производят в Финляндии.

КП: То есть с популярностью бренда проблем никогда не было?

АП: К сожалению, были. Когда мы 12 лет назад только начинали прямую работу с отечественными дистрибьюторами, Nokian не были на первом месте среди шин ни по узнаваемости, ни по своей доле на рынке. Но в течение этого периода нам удалось эту ситуацию изменить в корне благодаря планомерной и постоянной работе. Нам удалось выйти на первые строчки, и сейчас, несмотря на сложную экономическую ситуацию, этот тренд лишь укрепляется.

КП: То есть ваша доля на рынке сейчас растет?

АП: Мы точно знаем, что летний сезон 2016 года показал однозначный вектор роста, а итоги зимы подводить еще рано, но уже смело можем заявить о положительной динамике.

КП: Осталось понять за счет каких факторов вам удалось достичь высоких результатов при общем пикировании рынка.

АП: Это комплекс разнообразных фактов, ключевым из которых нужно считать наш продукт. Идет постоянное развитие, выходят новые модели, реализуется огромное количество уникальных инноваций. Можно вкладывать миллионы в маркетинг, но если нет качественного продукта, то все эти вложения «не принесут плода, игра не стоит свеч, а результат труда», как пел Виктор Цой. Лучшая реклама – это рекомендация самого потребителя. Достигнув уважения среди нашей аудитории, мы значительно улучшили свои позиции за последние годы.

КП: Это очень важный фактор, согласен. Но без развитой дилерской сети продажи не нарастить!

АП: Конечно! У нас достаточно сложная система дистрибьюции, основанная на широчайшей диверсификации субподрядчиков. Есть сеть официальных дистрибьюторов, которая работает во всех регионах России, обеспечивая постоянные оптовые поставки в местные сети и магазины. Мы активно развиваем свою сеть фирменных магазинов Vianor, которая насчитывает уже более 400 торговых точек по России и полутора тысяч по всему земному шару. Это наш флагман. Так же мы запустили вторую сеть – N-Tyre – более молодой проект, который вырос уже до сотни магазинов в России, Казахстане и Беларуси. На сегодняшний день, наши сети – крупнейшие среди шинных центров в России.

КП: Как у Вас обстоят дела в регионах?

АП: Мы одинаково активно работаем со всеми регионами России. В 2006 году пришли на Дальний Восток, например, где доселе никто толком и не видел западные шинные бренды. Приоритет отдавался по умолчанию отечественному производителю и подержанным покрышкам из Японии. Мы вышли в регион с шинами Nokian. У наших дистрибьюторов и сетей очень достойный охват. Как представительство бренда, мы своих партнеров и подрядчиков всячески поддерживаем, помогаем развиваться и расти.

КП: Какие регионы для вас наиболее важны сегодня? Помимо Москвы и Санкт-Петербурга.

АП: Начиная с 2010 года регионы развиваются более динамично, чем Москва и Питер. Сегодня у нас очень серьезно поставлена работа на Урале, где располагается множество наших дилеров. Следом идут Поволжье и Сибирь, где шипованные покрышки остро необходимы и безальтернативны. Я уже упомянул Дальний Восток, но этот регион, как ЮФО, несет для нас скорее будущий потенциал, хотя уже сегодня мы регистрируем там неплохие продажи.

КП: Вы чаще упоминаете северные регионы. Nokian сконцентрировала свои силы исключительно на зимней резине?

АП: Десять лет назад я бы ответил утвердительно. Сегодня же все иначе. С тех пор очень многое изменилось, мы активно развиваем линейку летних шин. Достижения уже есть: мы вышли в лидеры. В 2016 году мы продали больше летней продукции, чем любой из наших конкурентов в России.

КП: Какие еще инструменты и направления продаж вы развиваете?

АП: Сегодня мы ведем активную и очень продуктивную работу с автодилерами. Значительная часть покупателей новых автомобилей хочет решить вопрос с зимней резиной сразу, на месте покупки. Для нас это очень важный новый постоянно растущий канал продаж.

Конечно же развиваем онлайн продажи: работаем не только с целевыми интернет-магазинами, но и с игроками более широкого профиля.

КП: Кто на сегодняшний день ваши конкуренты?

АП: Ничего нового, наверное, не скажу: Michelin, Continental, Pirelli, Bridgestone. Мы активно работаем в двух сегментах: премиальном, где представлены зимняя Hakkapeliitta и летняя Hakka, и в среднеценовом, где выступает Nordman. Он борется за расположение клиента со вторыми брендами мировых лидеров и шинами корейских производителей. Сейчас наш портфель брендов и моделей выстроен наиболее оптимально: есть и флагманские модели, которые являются самыми дорогими на российском рынке, есть и шины Nordman, которые могут себе позволить более широкие слои потребителей даже в кризисных условиях. «Нордману» сейчас нет конкурентов на рынке по соотношению цены и качества, как мы считаем. Результаты продаж это мнение подтверждают.

КП: В России для Вас сейчас именно Nordman является ключевым продуктом?

АП: Основа нашего успеха – бренд Hakkapeliitta. Безусловно. Nordman – это решение для всех, кто в данный момент не может себе позволить продукты флагманской линейки Nokian. Но уже завтра этот покупатель захочет для своего автомобиля лучшие шины и придет за «Хаккапеллитой».

КП: Давайте подробно поговорим о бренде Nordman. Это очень важная часть бизнеса Nokian в России.

АП: Nordman – это всегда младший брат Hakkapeliitta и Hakka. На него всегда оказывает влияние флагманская линейка. Когда приходит черед обновлять продукцию основного бренда, меняется и он. Зачастую очередная новинка в линейке Nordman производится на основе уже зарекомендовавшей себя «Хаккапеллиты». Так было с «Нордман 5». Этот же вектор развития мы планируем использовать и в дальнейшем.

КП: Насколько важен завод в Ленинградской области в общей стратегии бренда на российских просторах?

АП: Когда мы начинали работу здесь в 2004 году, мы отдавали себе отчет о важности локального производства. С годами эта уверенность только крепла. В первую очередь, это возможность обеспечивать максимально сжатые сроки поставки и обеспечение широчайшей линейки в России. В этом вопросе у нас очень серьезное преимущество перед конкурентами, которые вынуждены импортировать свою продукцию или имеют здесь небольшое локальное производство. Мы продаем в России в основном только Всеволожские шины – до 97 процентов локального продукта. Можем смело говорить о полном обеспечении рынка. Мы считаем завод во Всеволожске очень важным фактором своего успеха.

КП: В автомобильном бизнесе чрезвычайно важным фактором является локализация производства. Как у шинников?

АП: Уровень локализации влияет на себестоимость, но это лишь один из факторов. В шинном бизнесе ключевую роль играет сырье, а это материал глобальной, общемировой категории, которым торгуют на мировом рынке. Тот же самый российский синтетический каучук в течение десятилетий используется повсеместно, в том числе и в Европе. А натуральный каучук, который так важен для нас, в России не произрастает. Поэтому его все импортируют, преимущественно из Юго-Восточной Азии. И мы – не исключение. Наш завод в Финляндии работает на тех же рецептурах и на том же сырье, что и производство в Ленинградской области. Ценовая политика в закупках ничем не отличается: завод под Питером платит за сырье столько же, сколько и предприятие в Нокиа. Из плюсов у нас только более дешевая логистика и определенная гибкость некоторого количества поставщиков.

КП: Что скажете о модернизации своего производства? Как на заводе отразилось ухудшение экономического климата в стране?

АП: С 2005 года, когда был запущен завод, мы прошли очень долгий путь. Начинали с миллиона шин в год, а сегодня мощность нашего конвейера достигла отметки в 15 500 000 шин в год. Расширение производства шло безостановочно вплоть до 2012–2013 годов. Потом российский шинный рынок, вслед за автомобильным, резко сократился. Мы же сохранили свои объемы производства благодаря экспорту. Для России это вообще уникально: мы отправляем на экспорт более 70% своей продукции. Сегодня всеволожские шины продаются более чем в 40 странах мира, а основными потребителями стали Центральная Европа и Северная Америка.

КП: А что происходит с заводом сегодня?

АП: Сейчас мы возобновили инвестиции в расширение производства. Российский рынок подает первые сигналы о скором окончании кризиса, Nokian наращивает свое присутствие на других рынках. Нам нужно производить больше шин! Уже со следующего года завод во Всеволожске достигнет номинальной мощности в 17 000 000 шин в год. Для этого установят новую, 14 по счету линию, а также произойдет перезагрузка и реформация некоторых процессов, связанных с производством и складом готовой продукции.

КП: Какие рынки являются ключевыми для Nokian Tyres?

АП: Для нас Россия всегда играла очень важную роль. Но если раньше это был основной рынок сбыта, то теперь все изменилось. Раньше Nokian реализовывала в России до 40 процентов всей продукции, а сегодня, в связи с кризисом, лишь 15–20%. Одновременно выросла доля рынков Центральной Европы и Северной Америки. Поэтому сегодня Россия дляNokian реализовывала в России до 40 процентов всей продукции, а сегодня, в связи с кризисом, лишь 15–20%. Одновременно выросла доля рынков Центральной Европы и Северной Америки. Поэтому сегодня Россия для Nokian Tyres – это не ключевой потребитель, а ключевой производитель! Ведь около 85% шин Nokian, реализуемых по всему миру, произведены в Ленинградской области.


Источник: Комсомольская правда