Город: Москва
Ваш регион
8 (800) 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 (800) 300-65-10

Экологический налог на шины не повлияет на цены

С апреля импортеры и производители шин начнут оплачивать их утилизацию. Иностранные инвесторы, желающие заняться строительством перерабатывающих заводов, занимают очередь. Украинские ученые создали уникальные разработки, в несколько раз повышающие экономичность процесса. Но горы отработанных шин продолжают расти - и уже превратились в экологическую угрозу.

А не попадались ли вам в зарубежных СМИ броские заголовки свежих публикаций - наподобие таких: "ЕС обвиняет Украину в экологической халатности: Европа под угрозой загрязнения"; "Черные тучи над Украиной! Горят свалки автопокрышек"; "Токсичный дым несет на Запад"; "Экологическое бедствие - из-за изношенных шин" и т. п. Нет? Мне, к счастью, тоже. Пока что. Но ситуация с отработанными покрышками на Украине настолько катастрофическая, что такие события действительно могут произойти.

И не надо думать, что это преувеличение. Подобное уже бывало. Почти 30 лет назад в США в штате Виргиния загорелась свалка шин - и пылала 9(!) месяцев. Облако ядовитого дыма поднялось на высоту больше километра, свинец и мышьяк осели вокруг на территории более 80 км. Другой пожар - на свалке шин в штате Калифорния - длился 30 дней, но его токсичные отходы вывели из строя целый район, где до того процветали фермерские хозяйства. Кто даст гарантию, что у нас такого не случится? Незаконных свалок шин в стране уже навалом.

"По нашим данным, в стране продается около 5 млн. шин в год, - комментирует ситуацию для еженедельника "2000" замдиректора департамента экологической безопасности Минэкологии Александр ПОСМИТНЫЙ. - Примерно 80% из них проходят через таможню, 20% - поступают от производителей. В этом объеме около 15% составляют шины для легковых автомобилей, 30% - для средних грузовых (начиная от 17 дюймов) и 20% - для тяжелых (оставшиеся 35% - транспортные резинотехнические изделия). При этом из 4 млн. импортируемых шин приблизительно полтора миллиона - б/у с износом минимум 35%. Там их выбросили, а нам продали эти отходы как товар. Очень быстро, в течение нескольких месяцев, такой "товар" возвращает себе прежний статус, становясь отходом - и нашей головной болью..."

К приведенным показателям следует добавить не охваченные ими около 2 млн. шин, ежегодно поступающих к нам вместе с автомобилями.

За год в нашей стране выбрасывают, по подсчетам Минэкологии, в среднем около 44 тыс. т шин, например в 2011-м - 43,5 тыс. т. А сколько же перерабатывается и где этим занимаются?

Официально эту функцию выполняют только восемь заводов: Ивано-Франковский и Гниванский шиноремонтные, Сумской резинотехнических изделий, "Запорожпромэкология", частные предприятия в Черновцах, Одессе, "Эликотранс" в Севастополе и "Николаевцемент". Они могут перерабатывать 23 тыс. т, но на сегодня утилизируют не более 4 тыс. (причем часть сжигают - этот способ уничтожения отходов особенно опасен для здоровья людей).

Даже и калькулятор не требуется, чтобы подсчитать: с каждым годом на несанкционированных свалках - в лесопосадках, оврагах, водоемах - добавляется по 40 тыс. т покрышек...

Это оценка, в основе которой - официальная статистика. Но ведь существует и теневой рынок шин. Согласно данным, в которых попытались учесть "серый импорт", ежегодные отходы покрышек достигают почти 200 тыс. т, а общая переработка не превышает 15 тыс., включая нелицензированное сжигание.

Заботиться о природе должно быть выгодно

Пока забота о матушке-природе остается невыгодной, ее чада, радеющие о получении барышей при наименьших затратах сил и времени, не станут взваливать на себя хлопоты об экологии. Допустим, привозит некто шины на свалку, а там не принимают - законом запрещено. И надо, значит, везти их на перерабатывающий завод, да еще платить, чтобы взяли... Нет, это не по-нашему. Куда проще отъехать в лесок, да там и выгрузить...

Значит, требуется материально заинтересовать предпринимателя. В Минэкономики это определяют как "принцип ответственности производителя и продавца и принцип денежной стимуляции предприятия, занимающегося утилизацией".

"Покупателей данная госпрограмма не затронет, - подчеркнул Александр Посмитный. - Она обяжет производителей, изыскивая внутренние возможности, финансировать последующую утилизацию продукции из прибыли, полученной от ее реализации. Допустим, при рентабельности 30-40% отдадут на эти цели, к примеру, 5%. Деньги поступают предприятию-оператору, оно распределяет их заводам-утилизаторам, а те нанимают сборщиков, оплачивая им работу по сбору и доставке отработанных шин. Сырьем, получаемым после переработки шин, предприятие распоряжается по своему усмотрению".

Шишки на шинах

"Упомянутый процент сбора на экологию и стал камнем преткновения, - продолжает замдиректора департамента экологической безопасности. - Кабмин издал постановление о наложении пошлины еще в июле прошлого года. Но реализация решения затянулась: до сих пор обсуждаются размер пошлины, а также порядок ее сбора и распределения средств. К марту мы должны подать все расчеты на утверждение в Кабмин; к тому времени решится и вопрос с распределением. Так что, надеемся, с апреля этот механизм начнет действовать. Темпы внедрения будут зависеть от оперативности утилизаторов - от того, как быстро они поймут свою выгоду и организуют сбор этого вида отходов".

С появлением средств на утилизацию заниматься ею станет выгодно. Наиболее затратная часть - сбор и доставка материала - уже будет оплачена. А там - перерабатывай шины, получай сырье и продавай его. Благо есть куда: резиновую крошку можно использовать для изготовления шлангов и подошв для обуви, железнодорожных шпал, покрытий крыш, спортивных и детских площадок и, конечно, автодорог. Ну и для производства новых покрышек. Не останутся без применения и жидкие отходы утилизации - из смеси углеводородов получают бензиновую и дизельную фракции.

Но даже если существующие заводы заработают на полную мощность, им не осилить и половины ежегодных отходов - нужны дополнительные мощности. В Минэкологии уже обратились инвесторы из Швеции, Германии, Испании, Италии, Греции, желающие строить новые заводы по утилизации шин в нашей стране. Правда, иностранцы нередко пытаются продать устаревшие технологии, уже запрещенные в Европе. А нам надо выбрать наиболее современную и экологичную.

Отечественные производители шин также заинтересованы в их переработке. Так, АО "Росава" и Киевская облгосадминистрация подписали меморандум о намерениях построить перерабатывающую линию высокой мощности - 30 тыс. тонн в год.

Изобретатели спешат на помощь

Сработают ли инициативы отечественных чиновников, направленные на формирование экономической основы для очищения страны от отходов шин, - покажет время. А наши ученые уже сегодня создали технологии, в несколько раз повышающие эффективность утилизации шин. Предлагаем читателям познакомиться с автором установки магнитного удара.

Александр БЕДЮХ - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник радиофизического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Занимается научными разработками с 1981 г.; автор 17 патентов и авторских свидетельств на изобретение.

- Александр Радиевич, это ваше изобретение касается способа утилизации шин. Но начинали вы с их производства...

- Да. Лет 20 назад КНУ получил заказ от предприятий - производителей шин: требовалось придать металлическому корду такие свойства, чтобы обеспечить наилучшую связь (адгезию) между ним и резиной. Мы взялись за разработку оптимального покрытия для стального корда. Итогом изысканий стал способ получения латунного слоя, определенной структурной фазы, благодаря чему при вулканизации резины на границе раздела латунь-сталь образовывались химические соединения, способствующие хорошему сцеплению.

Мы получили авторское свидетельство СССР на разработанный способ. Экспертная комиссия университета рекомендовала оформить международный патент на изобретение, но при тогдашней системе защиты интеллектуальных прав этого, к сожалению, сделать не удалось. А через несколько лет аналогичную технологию внедрили итальянцы. Запатентуй мы тогда все как следует - и государство (да и мы) могли бы получить неплохие деньги.

- Патентование у нас в стране - особый разговор... И в "2000" готовят отдельный материал на эту тему.

- Давно пора. Так вот, позднее те же предприятия обратились к нам с проблемой утилизации шин: у них скопились шины с металлическим кордом, которые очень сложно перерабатывать. И получилось, что сначала мы ломали голову, как соединить резину и металл, а потом - как их "расцепить".

- Если сразу отделить металл от корда, то экономичность переработки повышается.

- Именно. Совместно перерабатывать резину и металл тяжело и дорого: уж очень они разные по свойствам. При их совместном механическом измельчении (а переработка - прежде всего измельчение) оборудование интенсивно изнашивается. И процесс сложный: чтобы отделить металл от резины, надо измельчить их, затем извлечь металл из смеси, снова измельчить - и опять... Так - 5-10 циклов. В итоге металл получают в виде мелких отрезков проволоки, к тому же с остатками резины.

Мы предложили сначала отделить металл, а потом перерабатывать чистую резину - это намного дешевле. И металл получается гораздо более качественным. На стали сохраняется микронный слой латуни - значит, разделение проходит очень чисто.

- Каждый может убедиться: отделить металл от резины в шине - очень тяжело, и к тому же на проволоке остаются частицы резины. А после вашего устройства металл от резины отслаивается чисто и легко. Каким образом удается добиться этого?

- Начинали мы с идеи высокочастотного электромагнитного нагрева металлического корда. Но этот метод оказался неудовлетворительным с экологической точки зрения: при нагреве сгорал слой резины вокруг корда, что приводило к заметному задымлению.

Тогда перешли к импульсному воздействию электрическим током. Сделали пять экспериментальных установок - и на каждой отработали сотни вариантов, пока не нашли оптимальный. Сегодня результат можно наблюдать на нашей демонстрационной установке.

Технология в общих чертах такова. По металлокорду пускаем очень короткий, но мощный импульс электрического тока. Происходят два физических процесса. Первый - сверхбыстрый нагрев металла, температура которого повышается всего на несколько десятков градусов, но за малый промежуток времени, исчисляемый десятками микросекунд. То есть скорость нагрева достигает миллионов градусов в секунду! При этом адгезионный слой разрушается: ведь коэффициенты теплового расширения металла и резины сильно различаются.

- ...Всякий знает: сваренное яйцо будет легче очистить, если его прямо из кипятка поместить под струю холодной воды, - белок остывает быстрее скорлупы и, сжимаясь, отслаивается от ее стенок.

- Аналогия верная. Но, к сожалению, только нагрев не дал бы нужного результата: резина снова сцеплялась бы со слоем металла.

Мы добавили второй процесс - пустили ток. Два тока взаимодействуют в соседних слоях металлического корда и "расталкивают" друг друга. Возникает так называемый магнитный удар, причем очень сильный. Если сравнить с механическим ударом, то на тонкую проволочку получается воздействие в несколько тонн. Она начинает вибрировать, как струна гитары. Тут подключается сверхбыстрый нагрев - настолько быстрый, что резина даже не пачкается, не говоря о сжигании каких-то слоев. В результате оба материала отслаиваются, и проволоку можно вытащить из протектора, как из чехла.

- Технологические затраты можно измерять количеством энергии на производство килограмма продукции. Какие показатели у вашей установки?

- При использовании нашего метода на измельчение резины (до получения крошки с частицами размером около 1 мм) расходуется 0,5 кВт, тогда как при измельчении вместе с металлом - до 1 кВт, т. е. вдвое больше; на разделение металлического корда и резины идет менее 0,01 кВт на 1 кг массы шины.

Для отделения металлокорда в шине для легкового автомобиля достаточно одного удара, для грузовых - нескольких. Установка позволяет обрабатывать шины любого размера и массы - от 6 кг (самая легкая) до нескольких тонн. Расход энергии просчитывается на 1 кг массы шины; общее количество энергии на переработку растет с увеличением массы: так, для 6-килограммовой хватит около 0,06 кВт, а для, например, 100-килограммовой понадобится примерно 1 кВт.

Производительность технологии практически не ограничена. Конструкция установки проста - энергия предварительно накапливается в конденсаторах, а затем разряжается на металлический корд шины. Современные конденсаторы могут обеспечить до 50 разрядов в секунду. Т. е. за секунду можно обрабатывать до 50 легковых и 10-20 грузовых шин - конечно, при условии механической их подачи на установку. Реально достаточно перерабатывать одну шину за 10-20 с, такой конвейер может обеспечить производительность до нескольких тонн шин в час.

- Очень заманчиво все звучит. Неужели никто до сих пор не заинтересовался разработкой?

- Ведутся переговоры с Германией. Возможно, часть прав будет передана им. Сейчас права принадлежат нашему университету и мне. Ведь это наша отечественная разработка, подчеркиваю - полностью украинская.

- ...Вот мы отделили металл от резины. А что потом с ней делать? С металлом проще: это как минимум металлолом; можно также производить из полученной проволоки, например, щетки или применять ее в качестве арматуры в железобетонных изделиях. А вот резина?.. Вторично использовать в шинном производстве удается не более 5%.

- В нашем еженедельнике публиковалось интервью с ученым Эмануилом Прилуцким, который предложил способ получения синтетической нефти из резины изношенных шин. Не может ли это изобретение стать продолжением цикла утилизации, началом которого выступает ваша установка?

- Эмануил Прилуцкий - талантливый ученый и разработчик. Его изобретение применяется при низкотемпературном пиролизе - одном из трех известных способов утилизации. Такой из них, как измельчение в крошку для применения в других резинотехнических изделиях (мы о нем уже говорили), не решает задачу в целом: в конце концов резина будет изношена до такой степени, что ее придется все же уничтожить, т. е. общий объем отхода для утилизации не уменьшается.

Сжигание - самый распространенный сегодня способ, но и самый экологически опасный. В Европе хотели его запретить еще в 2006 г., однако из-за технологической неподготовленности пришлось перенести это на 2015-й.

При пиролизе - термическом разложении резины - остаются продукты, с которыми тоже надо придумывать, что делать.

Поэтому мы совместно с Институтом биоорганической химии и нефтехимии НАН отдали предпочтение газификации - контролируемому процессу сжигания сырья, позволяющему, с одной стороны, получить больше электроэнергии, чем при сжигании шин, а с другой - синтезировать жидкое углеводородное топливо. Процесс не нов: еще во время Второй мировой Германия применяла его для переработки угля в жидкие углеводородные топлива, обеспечивая ими свою армию (после войны перешли на переработку природной нефти ввиду ее дешевизны).

Мы предложили вместо угля использовать резину от шин. И рассчитали процесс газификации (температуры, режимы, подачу кислорода и пр.) - в этих расчетах и состоит уникальность разработки. Эффективность ТЭЦ на резине по сравнению с традиционным топливом возрастает в два раза! В результате мы получаем энергию либо синтетический газ, из которого можно получать углеводородные соединения, например бензин. При этом вредных выбросов намного меньше. Собственно, из выбросов остаются только углекислый газ и водяной пар. Считаю, что для Украины эта находка может сыграть такую же роль двигателя экономики, как некогда в Германии - газификация угля.

- Александр Радиевич, не будем недооценивать любознательность наших читателей. Расскажите подробнее, в чем состоит процесс газификации при переработке шин?

- Это двухступенчатое контролируемое сжигание, кардинально отличающееся от сжигания прямого. Первый этап - частичное окисление резины, разложение ее на смесь газов. За счет дозирования поступления кислорода процесс контролируется, благодаря чему предотвращается образование опасных соединений, неизбежное при прямом сжигании. Если использовать такую смесь газов на ТЭЦ вместо сжигаемого там сейчас природного газа (состав которого намного сложнее), то выбросы уменьшатся. Сейчас загрязнение на единицу энергии от электростанции примерно такое же, как от двигателя внутреннего сгорания легкового автомобиля.

Перейти на использование процесса газификации - все равно что заменить плохой мотор с низкокачественным топливом на хороший мотор с высококачественным топливом. При этом создание электростанции на основе процессов газификации обходится практически не дороже, чем стандартной, - та же тысяча долларов на киловатт получаемой электроэнергии. Но отдача при эксплуатации будет вдвое выше!

По моему мнению, процесс газификации - реальная альтернатива сжиганию, более экологичная и действительно решающая проблему утилизации покрышек. Такие заключения я делаю на основе наших расчетов и ряда экспериментов в лабораториях. Проверить это в промышленном масштабе мы, к сожалению, пока не можем. На создание демонстрационной установки надо несколько сотен тысяч долларов.

- Министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский заявил, что намерен решить проблему с утилизацией шин. Инициировать постройку заводов, найти инвесторов. Обращались ли к вам с предложением принять участие в этой пока что неравной борьбе с резиновыми отходами?

- Последние два года я не имел с ними контактов: там менялось руководство... Но, думаю, что такие контакты были бы полезны. Если б Минэкологии нам помогло в поиске финансов или партнеров...

- А мне кажется, наоборот - вы и ваш коллектив можете помочь Минэкологии решить проблему, которая уже заметно угрожает здоровью украинцев. Вы, собственно, это и начали делать двумя своими изобретениями.

- Что ж, я как разработчик действительно считаю, что технологии, которые мы предлагаем, открывают наиболее оптимальные на сегодня пути к решению вопросов утилизации отработанных шин. Что будет через несколько лет - не знаю, но пока это так.


Источник: Финансовый обзор (Украина)