Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10

Глобальный дефицит шин рискует подорвать добывающую промышленность

     Добывающая промышленность не знала лучших времен. Под воздействием ненасытного спроса со стороны Китая, переживающего активную индустриализацию, в промышленность хлынули невиданные доселе миллиарды. Однако менее приятная сторона дела в том, что каждый уголок инфраструктуры после многолетнего недостатка инвестиций стонет от напряжения из-за круглосуточной гонки в стремлении выкопать все – от железной руды и угля до золота и алмазов, отправляемых в пункты назначения по всему свету.

     Вероятно, напряжение нигде не достигает такой степени, как в одной из наиболее приземленных, но жизненно важных сфер, заставляющих крутиться мировую добывающую машину: шинах. Это может показаться мелочью, но речь не об обычных шинах. Это шины высотой до 13 футов и весом более 5 тонн каждая, в буквальном смысле заставляющие крутиться глобальную добывающую машину. Без них самосвалы размером с дом, доставляющие грузы из глубин крупнейших шахт Чили и Западной Австралии, остановятся, принеся многомиллионные убытки.

     Японская компания Bridgestone, главный поставщик "супергигантских" шин, в этом году предупредила, что дефицит сохранится до 2012 года. Ей вторит Michelin, поставщик номер два. Дефицит достиг таких масштабов, что шины, два года назад стоившие 30 тыс. долларов, подорожали в три раза.

     "При нынешнем глобальном дефиците крупных промышленных шин, цена на шины для тягачей может превышать 90 тыс. долларов", – сказал Энтони Кокен, менеджер шахты концерна Xstrata в Австралии. Часто новые грузовики поставляются без шин и простаивают неделями или месяцами в ожидании поставки шин.

     Дефицит породил множество изворотливых и необычных способов преодоления нехватки шин. Кокен учредил программу оптимизации, в рамках которой водителям даются уроки бережного отношения к шинам. Компания Rio Tinto в прошлом году открыла центр по восстановлению протекторов, чтобы продлевать срок службы старых шин, а в других компаниях были введены так называемые "женские смены", после того как было обнаружено, что шины на грузовиках, управляемых женщинами, снашиваются медленнее. Учитывая, что срок их службы не превышает шести месяцев, один дополнительный месяц – это уже много.

     Однако дефицит – лишь один из аспектов более масштабного кризиса, приведшего к скачку цен во всем добывающем секторе. В опубликованном недавно Goldman Sachs обзоре базовых цен на целый спектр товаров говорилось: "Становится все более очевидно, что предложение отчаянно пытается поспеть за растущим спросом... Высока мотивация работать на полную мощность, но возможности ограничены, и многие компании не в состоянии выполнять свои производственные планы".

     Цены на взрывчатые вещества испытали аналогичный скачок, а грузовые суда в портах вынуждены выстраиваться в очередь на погрузку.

     Дефицит стал еще существеннее в связи с наблюдающейся в последние месяцы манией слияний. Спустя несколько недель после того, как крупнейшая мировая добывающая компания BHP Billiton сделала Rio Tinto предложение о слиянии, Xstrata была выставлена на продажу. Anglo American и бразильская Vale считаются наиболее вероятными покупателями. Самые эффективные компании с наибольшими прибылями, скорее всего, выйдут победителями из этой борьбы за слияния или, по крайней мере, смогут максимально поднять цену.

     Растущие издержки компенсируются за счет рекордных текущих цен на целый спектр товаров. Глава американской фирмы – производителя шин Titan International Морри Тейлор сказал: "В канадских нефтеносных песках при цене на нефть 80 долларов за баррель грузовик за 3 млн долларов окупается за 30 дней".