Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10

Шинники отступают; Производство шин в России в 2006 году упало на 7,6%

     Российский рынок шин — один из самых быстрорастущих в мире. Правда, выгода отечественных производителей от этого невелика, ведь рынок растет в основном за счет увеличения продаж зарубежных компаний, которые теснят российские заводы. В 2006 году они впервые за последние восемь лет снизили производство шин почти на 3,03 млн штук, до 36,8 млн шин, в то время как местные заводы Мichelin и Nokian Tyres более чем вдвое увеличили выпуск покрышек. 

     По данным PricewaterhouseCoopers, в 2006 году продажи легковых автомобилей в России выросли почти на 20%, до 2,06 млн штук. В то же время, по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ, продажи иномарок в прошлом году увеличились на 65%, более чем до 1 млн автомобилей. Несмотря на быстрый прирост автопарка, российским производителям шин радости он пока не принес. В прошедшем году, по данным компании «Сибур — Русские шины», впервые с 1998 года российское производство автошин упало, причем сразу на 7,6%, до 36,8 млн штук. 

     Впрочем, ситуация в отрасли неоднородна. Так, крупнейший российский производитель — «Нижнекамскшина» — смог нарастить общий выпуск на 7%, до 12,1 млн шин, причем за счет увеличения производства как грузовых, так и легковых покрышек. В то же время «Сибур — Русские шины» снизил общее производство на 2,21 млн шин, до 13,3 млн штук (выпуск легковых шин снизился на 1,36 млн шин). Amtel-Vredestein сумел увеличить общее производство всего на 410 тыс. шин, до 9,8 млн, за счет увеличения выпуска легковых покрышек на 890 тыс. шин, но снижения выпуска остальных. 

     Западные производители, имеющие местное производство, напротив, в прошлом году показали существенный рост. В частности, подмосковный завод Мichelin в 2006 году увеличил выпуск на 43,1%, до 1,3 млн штук. Завод финской Nokian во Всеволожске показал еще более существенный рост — с 290 тыс. в 2005 году до 1,9 млн шин в 2006 году. При этом компания недавно заявила, что к 2011 году ее российский завод будет производить 10 млн шин в год. 

     Экспертов не удивляет стагнация отечественной шинной индустрии. «Замещение легковых автомобилей отечественного производства на импортные и иномарки российской сборки требует более высокого качества шин», — говорит директор ТД «Шинторг» Дмитрий Чебарыков. При этом за счет слабого развития шин среднего ценового сегмента спрос смещается в премиальный сегмент, на который и делают ставку иностранные производители. При этом из-за растущей стоимости сырья российские производители вынуждены поднимать цены на свою продукцию. «И импортеры этим пользуются, максимально снижая цены на самые распространенные типоразмеры шин и добирая прибыль за счет более широкого ассортимента», — говорит Дмитрий Чебарыков. Российские же производители, имея более узкую линейку продукции, оказываются заложниками ситуации и постепенно выдавливаются в дешевый сегмент. 

     По словам гендиректора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова, его компания в ближайшие годы продолжит укрепление своих позиций в премиальном сегменте. А гендиректор Michelin в России и странах СНГ Эрик Фэди отмечает, что его компания делает ставку на расширение продаж во всех сегментах рынка, в особенности в сегменте «А», а также в секторе грузовых шин. 

     Прогнозы производителей по развитию российского шинного рынка разнятся, впрочем, все единодушны во мнении, что наибольший рост будет наблюдаться в премиальном сегменте. Так, Nokian ожидает, что к 2008 году сегмент «А» вырастет с 7,4 млн штук (в 2006 году) до 10,7 млн штук. В то же время самый дешевый сегмент «С» «похудеет» с 23,3 млн до 21,9 млн штук, а сегмент «В» вырастет с 4,8 млн до 7,2 млн штук. 

     Российские компании более оптимистичны в прогнозах. По оценке Amtel-Vredestein, сегмент «А» вырастет до 11,73 млн штук с 8,11 млн. Но сейчас доля компании в этом сегменте составляет, по ее данным, всего 0,7%. При этом Amtel намерена увеличить выпуск шин для комплектации сборочных производств с 21% от общего объема продаж в 2006 году до 25% в 2007—2008 годах. В «Сибур — Русские шины» падение производства планируют преодолеть уже в этом году за счет модернизации мощностей, а также увеличения производства грузовых шин с цельнометаллическим каркасом, спрос на которые растет наибольшими темпами. Но Дмитрий Чебарыков считает, что из-за тесной связи отечественных шинников и автопрома российские производители шин продолжат терять свои позиции. «Чем меньше будет продаваться дешевых российских автомобилей, тем ниже будут показатели и у российских шинников», — уверен он.
 

Шинники отступают; Производство шин в России в 2006 году упало на 7,6%