Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 800 300-65-10

"RBC-Daily": "Амтел" и Nokian заинтриговали шинный рынок заявлениями о "разводе"

В пятницу, 13 февраля, шинный холдинг "Амтел" заявил о намерении начать строительство нового шинного завода в Кирове отдельно от своего финского партнера - компании Nokian. Средства для строительства будут получены за счет дополнительной эмиссии акций в размере 1,5 млрд. рублей. Интересно, что заявление от "Амтела" последовало вслед за пресс-релизом Nokian, которая также заявила о строительстве своего завода в Ленинградской области. Однако, как полагают участники рынка, "развод" партнеров не является окончательным, так как ни у одной из сторон нет достаточных ресурсов для реализации заявленных проектов.

В состав холдинга "Амтел" входят Кировский, Красноярский и Воронежский шинные заводы в России, а также СП с украинским заводом "Росава", выпускающие до 10 млн. штук шин в год (до 30% российского шинного рынка). Летом 2003 года холдинг подписал соглашение с финской Nokian, по которому финны передают "Амтелу" свои бренды Nordman, Design by Nokian Tyres с правом использования в российско-финском СП Amtel-Nokian Tyres. Со стороны "Амтела" финской компании передан бренд "Амтел" в категории легковых автомашин на 10 лет. Также подписано соглашение о разработке и дальнейшем использовании российским партнером протекторов 4 моделей шин Nokian на 10 лет. В планах совместного предприятия – выпуск до 2 млн. шин в 2004 г. с дальнейшим увеличением до 5 млн. в 2005 г. Реализация этих договоров должна была вестись на кировском и воронежском заводах "Амтела".

Однако между партнерами возникли разногласия. Началось с того, что в январе "Амтел" предложил финнам купить 10% своих акций, однако Nokian отказалась от этого. Возможно, что причиной отказа послужило нежелание финской компании становиться миноритарным акционером, влияние которого на управление компанией было бы очень незначительным. Однако в "Амтеле" восприняли отказ довольно неоднозначно, заявив в начале февраля, что будут сотрудничать с новым партнером, в качестве которого была названа японская компания Bridgestone. По словам вице-президента "Амтела" Анатолия Волнова, партнеры планируют произвести 250 тыс. автопокрышек одной из марок Bridgestone на заводе "Амтела" в Кирове. Скорее всего, имелась в виду марка Fortio, выпускаемая на украинском СП "Росава". Правда, в "Амтеле" умалчивают, что запустить проект в сжатые сроки не получится - как отмечают специалисты, на изготовление пресс-форм уйдет не менее 3 месяцев даже в том случае, если они готовятся под небольшие объемы.

Финны, похоже, решили продолжить скандал. 12 февраля Nokian Tyres объявила о запуске проекта строительства собственного шинного завода в Ленинградской области. Заявлены инвестиции 52 млн. евро на 2004-2005 гг., которые будут предоставлены ЕБРР. Предполагаемый объем производства составит 1 млн шин, в дальнейшем планируется увеличить объемы производства до 8 млн. шин в год. Интересно, что решение об этом было принято буквально через несколько часов после объявления японцев потенциальными партнерами "Амтела".

Самое удивительное, что 13 февраля "Амтел" в экстренном порядке выпускает очередной пресс-релиз о намерении строительства совершенно нового завода в Кирове отдельно от финской компании (заявленная проектная мощность составляет 2,2 млн. шин в год). Средства для строительства завода в размере 45 млн. евро будут привлечены за счет дополнительной эмиссии акций. Как заявил пресс-секретарь компании "Амтел" Алексей Шакиртдинов, увеличение уставного капитала ООО "ХК "Амтел" будет сделано за счет внесения вклада компании Amtel Holdings Holland B.V., которая должна перевести средства до конца года. На данный момент, по словам представителей "Амтела", завершается строительство корпуса нового завода - здание будет сдано в марте 2004 года, а в мае начнется поставка оборудования на завод.

Первая реакция экспертов на "развод" "Амтела" с Nokian была достаточно однозначной - иностранные компании не устраивает качество продукции, производимой под совместными марками, и они будут развиваться в стране без российских партнеров. "Судя по конфликту между "Амтелом" и Nokian, наиболее вероятен сценарий, когда западные компании будут строить собственные заводы в России, - прокомментировала аналитик ИК "Энергокапитал" Полина Ефимовых. - Политическая конъюнктура, как мне кажется, этому не препятствует". Источник, близкий к переговорам о сотрудничестве между Goodyear и "Амтелом", которые велись летом прошлого года, подтверждает, что согласие между партнерами не было достигнуто из-за отсутствия контроля качества на российских заводах. "Производство контролирует российский менеджмент, – говорит собеседник. - Мировые лидеры не могут позволить себе обесценивание бренда. Впрочем, российский рынок относительно невелик для масштабов таких компаний, как Goodyear, поэтому строительство своего завода тоже невыгодно".

И действительно, свое предприятие строит в России пока только Michelin, тогда как остальные предпочитают либо импортировать шины, либо производить лишь совместные марки. Собственно, похоже, что недовольство менеджмента "Амтела" тем, что компания выпускает лишь шины под маркой Nordman, разработанной специально для российского рынка, и стало причиной конфликта между "Амтелом" и Nokian. После нескольких дней перебранок между компаниями об этом заявил пресс-секретарь российской компании Алексей Шакиртдинов. "По договору мы должны были участвовать вместе с Nokian в совместном предприятии деньгами, технологиями, оборудованием в равных долях, но получили от них только право на выпуск под второстепенным брендом Nordman", – заявил он. Вместе с тем "уклонение" Nokian от выполнения обязательств, якобы данных "Амтелу", понятно – финны не хотят ни ухудшать репутацию своих брендов, ни вкладывать большие объемы средств в российский рынок, так как финская компания – далеко не самый крупный игрок на мировом рынке и лишних средств у нее нет.

Между тем "развод" не будет продолжаться долго, так как конфликтующим сторонам будет непросто развивать заявленные проекты отдельно друг от друга. Более того, как сообщили в отделе сбыта ООО "Амтел-Нокиан шина", работа над совместной продукцией компаний (подготовка к сертификации) не прекращалась и через пару месяцев в продаже могут появиться 16-дюймовые шины – новая совместная разработка. Эту же информацию подтвердили и на "Воронежшине", где предполагается производить данную продукцию. Поэтому, как предположил источник, уже в ближайшее время стоит ожидать нормализации отношений. "Финны получили в прошлом году хорошую прибыль, поэтому они, вероятно, согласятся расширить инвестиции в российское производство - например, за счет покупки пакета акций, - говорит он. - Но получить финские марки "Амтелу" все-таки вряд ли удастся".