Город: Москва
Ваш регион
8 (800) 300-65-10
Город: Москва
Ваш регион
8 (800) 300-65-10

Переработка старых автопокрышек становится перспективным бизнесом

     Стремительная автомобилизация России привела к росту нового бизнеса — переработки старых автопокрышек. Эксперты отмечают, что переработка шин имеет высокую рентабельность, но развитию этого бизнеса мешают сложности со сбором сырья.

     В России работает около 30 предприятий — производителей резиновой крошки из отработанных автомобильных покрышек, крупнейшими являются Волжский регенераторно-шиноремонтный завод (Волгоградская обл.) , Чеховский регенератный завод (Московская обл.) , «Тамплиер-Центр» (Москва) , «КамЭкоТех» (Нижнекамск). Продукт переработки автомобильных шин — резиновая крошка — используется для производства регенерата (сырья для резинотехнической промышленности) , спортивных, кровельных и напольных покрытий, асфальта.

     ЗАО «Новитрек» — «внучка» «ЮКОСа» — собирается к лету 2004 г. ввести в строй производство по переработке автомобильных шин мощностью 5000 — 6000 т в год. По словам гендиректора «Новитрека» Дмитрия Абкина, стоимость немецкой линии по переработке шин составляет 1,7 млн евро, проект должен окупить себя через 2 — 3 года.

     В Москве новое производство резиновой крошки собирается открыть ГУП «Промотходы» — на территории Механического завода №149. По словам источника, близкого к руководству этого предприятия, производство заработает через несколько месяцев, а его проектная мощность составит около 12 000 т крошки в год.

     В ближайшие несколько лет тольяттинская компания «АвтоВАЗтранс», генеральный перевозчик «АвтоВАЗа», планирует реализовать проект по переработке автопокрышек на территории одного из своих структурных подразделений — Завода по переработке бытовых отходов. По словам директора завода Валерия Петкевича, стоимость завода под ключ составит около $4,5 млн.

     Владимир Романов, заместитель гендиректора «Тамплиер-Центра», сообщил, что его компания в 2004 г. планирует закупить новое оборудование, что позволит увеличить ежегодный объем производства резиновой крошки с 3600 до 4800 т.

     Участники рынка отмечают, что спрос на продукт переработки шин растет и новые производства позволят его удовлетворить. В то же время директор ассоциации «Шиноэкология» Жанна Перлина утверждает, что товарной крошки выпускается не так много, как заявляют действующие производители, и реальный объем производства в России сегодня не превышает 2000 т.

     О том же говорит и начальник финансово-сбытового отдела Чеховского регенератного завода Николай Козин: «Наша компания, которая является одним из крупнейших производителей этого сырья, ежегодно поставляет всего около 800 т товарной крошки».

     Козин говорит, что потребность в крошке периодически возникает у заводов резинотехнических изделий, производителей кровельных материалов. «Оценить реальную потребность в этой продукции сложно, поскольку рынок только развивается, — говорит он, — но мы не видим реальных перспектив для расширения производства».

     Однако Сергей Буров, директор компании «Интраст», которая является одним из крупнейших российских производителей наливных спортивных покрытий из резиновой крошки, уверен, что спрос на это сырье будет расти. «Количество заказов на нашу продукцию в последние два года резко выросло», — объяснил он. По его оценкам, только на наливные покрытия расходуется до 1000 т резиновой крошки в год.

     Эксперты и участники рынка говорят, что самой большой проблемой при организации переработки покрышек остается сбор сырья. Региональные власти пытаются заставить автотранспортников сдавать покрышки специализированным предприятиям и даже платить за утилизацию, но успехи пока невелики.

     «В соответствии с московским законодательством предприятия обязаны платить по 1250 руб. за каждую тонну сданных покрышек, — рассказывает Владислав Горовец, гендиректор московской компании «Эко-РТИ-Холдинг «, перерабатывающей автопокрышки. — Но это постановление не выполняется». По его словам, около 70% сырья «Эко-РТИ-Холдинг « собирает за счет собственных средств: «Мы ищем старые автопокрышки на территории автотранспортных предприятий, на несанкционированных свалках. Незначительную часть автопокрышек компания принимает у предприятий — причем бесплатно».

     Сотрудник Волжского регенератно-шиноремонтного завода, просивший не называть его имя, сообщил, что его предприятие скупает использованные автопокрышки по цене 750 — 1000 руб. за 1 т. Самарский ГУП «Экология» принимает автопокрышки на свалку по 30 руб. за 1 т.

     Аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что бизнес по переработке автопокрышек имеет перспективы в России, что объясняется ростом внимания общества к утилизации отходов, но при разработке бизнес-планов инвесторам следует адекватно оценить расходы на сбор сырья.

     «Средняя рыночная цена тонны резиновой крошки составляет около $300, — говорит директор ГУП «Экология» Михаил Седогин. — Но ее себестоимость, если учесть в том числе и расходы на сбор шин, в итоге оказывается достаточно высокой».

     «При организации переработки шин стоимость необходимого оборудования не так принципиальна, как отработка схем поставок сырья», — добавляет аналитик компании «Тройка Диалог» Андрей Кормилицын.