На колесах всегда указывается товарный знак завода-изготовителя. Если же колеса устанавливаются на автомобили непосредственно на сборочном конвейере, то обычно на колпаке (крышке) колеса размещается торговая марка производителя автомобилей.
Маркировка колес наносится производителем на поверхности диска. Например, 5,5Jх13Н2, обозначение колеса от ЗАО «ВИКОМ»-«VICOM» (г. Каменск-Уральский Свердловской области).
Здесь обозначение аналогично обозначению стального колеса (см. Обозначение и маркировка стальных колес)
В обозначении 6Jх15СН буквы СН (Combi Hump) указывают на тип посадочных полок:
С - полка с хампом с внешней стороны обода;
Н – полка с хампом с внутренней стороны обода.
Следует отметить, что посадочные полки ободьев могут и не иметь хампов. В этом случае в обозначении обода последние буквенные символы не предусматривают, например, 6Jx15.
Помимо этого, на диске проставляется ряд других обозначений. В частности, указывается предприятие-производитель колес. В данном случае - «VICOM». Группа цифр и символов, таких как 245хР указывает на номер плавки (245), на то, что колесо прошло рентген-контроль (х) и испытано на герметичность (Р). А последний символ позволит определить смену, которая изготовила отливку колеса. Наконец, сочетание, например, ЕТЗ8 - обозначает вылет обода колеса в миллиметрах.
Маркировку проставляют на поверхностях углублений на фланце диска, обращенного к ступице автомобиля.
Некоторые модели колес, помимо всего прочего, имеют еще и название. Например, «Надежда», «Сфера», «Циклон» (колеса совместного российско-германского предприятия К&К); «Викинг», «Звезда», «Каскад» (колеса ВСМПО).
На литых колесах АМЕRIСАН RACING (США) основные обозначения располагаются на внутренних поверхностях спиц, обращенных к ступице. Фирма МIМ (Италия) наносит маркировку на наружную поверхность диска колеса между крепежными отверстиями.
Колеса зарубежного производства имеют маркировку, аналогичную той, что уже была рассмотрена на примере «викомовского» колеса. Например, 5,5Jx13, 7Jx15. Кроме того, наносится фирменный знак изготовителя или автомобильной фирмы, устанавливающей колеса на автомобили непосредственно на сборочном конвейере. Указывается вылет диска колеса, который обозначается буквами ЕТ (от немецкого Einpresstiefe), DЕРОRТ (у французских производителей) или ОFFSЕТ (у американских, итальянских и других производителей).
Например, ЕТ38, DЕРОRТ 26, ОFFSET 35, если вылет диска положительный и OFFSET –35 ( минус перед цифрой), если вылет отрицательный.
Очень часто среди обозначений можно встретить и обозначение максимальной нагрузки на колесо, выраженное в английских футах или килограммах. Например, маркировка МАХ LОАD 2000LВ расшифровывается как "максимальная нагрузка 2000 фунтов" (908 кг).
На колесах может присутствовать маркировка, свидетельствующая о соответствии колес международным, национальным правилам или стандартам (SАЕ, IS0, ТUV и др.)
Проставляется дата выпуска колес: маркировка 1004, например, будет означать, что колесо изготовлено на 10 неделе 2004 года. А также страна, где находится фирма изготовитель - МАDЕ IN ITALI (сделано в Италии).
Некоторые фирмы могут наносить на колеса свои обозначения, даже такие как, например, максимальное давление в шине, при котором можно эксплуатировать колесо: МАХ РSI 52 GОLD - указывает на то, что давление в шине не должно превышать 52 фунта на квадратный дюйм, то есть около 0,36 МПа (3,6 кгс/см2).
Может присутствовать в маркировке и обозначение способа изготовления колеса. Надпись FОRGЕТ говорит о том, что колесо кованое. А количество и диаметр расположения крепежных отверстий в диске обозначается буквами РСD и цифрами, разделенными косой чертой: РСD 5/108, где 5 - число крепежных отверстий, а 108, соответственно, диаметр их расположения, выраженный в мм. Фирма AMERICAN RACING наносит такую маркировку в дюймах. Например, PCD 5х4,5, где 5 – число отверстий, 4,5 – диаметр их расположения в дюймах.
Савосин В.С. (компания TOPOF.RU)