Стальные колеса

     Колеса, изготовленные из стали, в настоящее время широко применяют как на отечественных, так и импортных легковых автомобилях. Они надежно прослужили весь ХХ век, прослужат еще и половину века ХХI.


     Это объясняется их особыми потребительскими и конструкторско-технологическими свойствами, а именно:

     • простотой конструкции и технологии изготовления;

     • наличием широко развернутой сети производственных мощностей – специализированных цехов и заводов;

     • невысокой стоимостью (примерно в три раза дешевле аналогичных колес из легких сплавов);

     • безопасностью в эксплуатации;

     • возможностью ремонта деформированных участков обода.


     Однако имеются у стальных колес и недостатки:

     • большой вес, и как следствие этого, меньшая удельная нагруженность (отношение нагрузки, на которую рассчитано колесо к его массе) по сравнению с колесами из легких сплавов;

     • не совсем эстетические свойства, возможность сильной коррозии, требующие различного рода украшательств, таких как, например, декоративные колпаки.


     Кроме того, при эксплуатации автомобилей по бездорожью подвергаются смятию, деформированию бортовые закраины ободьев, что вызывает повышенный износ надбортовой части камерных шин или разгерметизацию бескамерных шин. Иногда деформируется и центральная часть дисков в зоне крепежных отверстий, что приводит к повышенным радиальным и боковым биениям колес и соответственно динамическому дисбалансу.


     Стальное колесо состоит из глубокого разъемного обода 1 и штампованного диска 2, который обычно соединяется с ободом точечной контактной или дуговой сваркой.

Типичные стальные колеса
Рис. 3. Типичные стальные колеса


     Характерной особенностью обода является наличие в его центральной части его профиля кольцевого углубления – монтажного ручья. Этим достигается легкость монтажа и демонтажа шины и повышается жесткость обода.


     Ободья могут быть изготовлены с симметричным (Рис.4а) или асимметричным (Рис.4б) расположением монтажного ручья относительно его продольной оси. Ободья первого типа применяют на колесах автомобилей малого класса и легковых прицепов. Хотя при симметричном расположении монтажного ручья обод более технологичен в производстве, он, однако, характеризуется хорошими «монтажными» качествами лишь при относительно небольшой – до 4-5,5 дюймов его ширине (101,6 – 139,7 мм).


а) Симметричный профиль обода колес б)Асимметричный профиль обода колес

Рис. 4. Профили ободьев колес: а) симметричный; б) асимметричный


     На колесах с широкими ободьями монтажный ручей, как правило, расположен асимметрично. Это позволяет переместить ручей к посадочной полке обода и улучшить монтажные качества, выполнить рациональную компоновку колеса и тормозного механизма в нише диска. Поэтому асимметричные ободья получили преимущественное применение на колесах легковых автомобилей.


     После монтажа борта покрышки устанавливают на конические посадочные полки обода, наклон которых составляет 5?± 1?, что создает необходимую надежность посадки и обеспечивает герметичность колеса в сборе с бескамерной шиной. Величина гарантированного натяга бортов камерных шин на посадочных полках обода составляет 0,75-1,0 мм на диаметр, а бескамерных – 1,2-1,5 мм. Для более надежной посадки бортов бескамерной шины на конических полках обода предусматривают специальные выступы – хампы, предотвращающие сдвиг бортов с полок обода, которое может произойти, например, при резких поворотах на большой скорости, при прижатии колес к бордюрам, рельсам и т.п. Вероятность сдвига бортов с полок обода возрастает при снижении давления в шине.


     В настоящее время в соответствии с ОСТ 37.001.429-86 отечественные предприятия выпускают колеса, ободья которых имеют следующие профили посадочной части:

     • посадочные полки с уклоном с обеих сторон;

     • посадочные полки типа Н на внешней стороне или с обеих сторон обода;

     • посадочные полки типа FH с внешней стороны обода и типа Н с внутренней стороны.


Некоторые виды колес, выпускаемые зарубежными производителями, выполняются со следующими типами профиля посадочной части ободьев:

     • посадочные полки типа SL с внешней стороны обода;

     • посадочные полки типа CP с внешней стороны обода или с обеих сторон.


Таблица 1. Типы посадочных полок обода и их условные обозначения


Типы посадочных полок обода и их условные обозначения
* - только на некоторых колесах зарубежного производства


     К колесам для бескамерных шин предъявляются более высокие требования, чем к колесам для камерных, так как они должны обладать герметичностью и повышенной жесткостью.


     Диски стальных колес характеризуются сложной конфигурацией поперечного сечения, которая увеличивает их жесткость. Конструктивные варианты дисков различны. Однако следует подчеркнуть, что диски с вентиляционными отверстиями или ребрами предпочтительнее, так как они придают колесу лучший внешний вид, обеспечивают эффективный отвод тепла от шины и тормозного механизма. При этом периферийная часть диска для повышения боковой жесткости выполняется выпуклой.


     Стальные колеса, подверженные коррозии, быстро теряют свой первоначальный товарный вид, поэтому их оснащают декоративными колпаками, многие из которых повторяют дизайн легкосплавных колес [см. статью "Колеса из легких сплавов (Легкосплавные)"]. Декоративные колпаки придают улучшенный внешний вид, как колесу, так и самому автомобилю, способствуют сохранению чистоты крепежных болтов и гаек, скрывают секретный крепеж. Однако, в процессе эксплуатации автомобиля по разбитым неровным дорогам нередки соскакивания колпаков, их разрушения.


Савосин В.С. (компания TOPOF.RU)



просмотренные статьи

отзывы (0)

оставить отзыв

Поделитесь своим мнением! Если хотите, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте. Вы можете также войти через социальные сети Вконтакте или Facebook.

Шинный калькулятор