+7 (903) 549-83-57

О разнообразии дополнительной маркировки

     Все обязательные надписи и обозначения на шинах (см. «Маркировка шин») наносят при изготовлении покрышек оттиском от гравировки пресс-форм. Обязательная маркировка предусмотрена Правилами ЕЭК ООН – «Единообразными предписаниями в отношении утверждения типов шин для транспортных средств». Это – Правила № 30 для легковых шин, Правила № 54 для легких грузовых и грузовых шин, № 75 для мотоциклетных и т.д., а также соответствующий параграф стандарта США по безопасности транспортных средств.

     Кроме обязательной маркировки на покрышках допускаются дополнительные надписи и обозначения (носящие «служебный» характер) по усмотрению изготовителя или по требованию заказчика, потребителя. Здесь способы нанесения могут быть разными. Рассмотрим некоторые из таких маркировок.

     В связи с широкой сертификацией систем качества наряду с сертификацией самих шин на соответствие требованиям нормативных документов, повсеместно практически всеми изготовителями шин введены различные дополнительные маркировки, идентифицирующие те или иные процессы производства, технологические операции, полуфабрикаты и сборочные единицы; личные номера рабочих-исполнителей, контролеров и т.д.

     Теперь, придя в магазин, торгующий шинами, мы прежде всего увидим на наружной поверхности покрышек (беговой дорожке протектора) ряд узких и широких разноцветных линий, по разному расположенных и разного количества, а кроме линий, даже и обозначения размеров самих шин, другие цифровые и буквенные обозначения разных цветов, расположения и размера.




     Все эти линии, цифры и буквы наносят на протекторные заготовки специальным маркировочным устройством с целью избежания перепутывания их друг с другом при сборке покрышек, а собранных – перед вулканизацией (каждая покрышка должна «попасть» в свою пресс-форму). Также с помощью цветных линий различают шины, изготовленные разными сменами, бригадами, протекторными агрегатами, сборочными станками и т.д. Так их легче учитывать, особенно при массовом производстве большого ассортимента изделий. А в случае появления бракованных изделий или полуфабрикатов – выявить и идентифицировать «бракодела».

     Маркируют заготовки покрышек и при их сборке и вулканизации. Кроме цветных полос применяют различные цветные резиновые маркировочные метки или самоклеящиеся бумажные этикетки с буквенными или цифровыми кодами сборщиков и вулканизаторщиков, датами изготовления, моделями шин, стадиями сборки радиальных покрышек и т.п.
 




     Готовые свулканизованные покрышки маркируют (обязательно) датой изготовления - оттиском от сменных вкладышей,
 


заводским номером - оттиском от сменных жетонов. На такой покрышке дополнительно маркируют номера пресс-форм или номера индивидуальных форматоров-вулканизаторов и т.д.

     При разбраковке покрышек по показателям внешнего вида покрышки маркируют штампом «ГОДЕН» с номером контролера,
 


либо иными вариантами (где К- контролер; ТК – технический контроль; 77, 79, 2 – личные номера контролеров; крупно цифра 3 чуть выше - номер партии покрышек одного обозначения и модели):


     После проверки статического дисбаланса покрышек на боковую стенку обязательно наносят так называемую «балансировочную метку» в виде круга желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначая им легкое место покрышки. При монтаже покрышки на обод колеса эту метку необходимо совместить с отверстием в ободе, в которое вставляют вентиль камеры или вентиль бескамерной шины.
 


     При контроле радиальных покрышек на силовую неоднородность (по показателям «колебание радиальной и боковой сил», «конусный эффект») на боковину их обязательно наносят круглые метки, аналогичные балансировочным, только красного или зеленого (иногда – синего) цветов.
 


     Сознательно не ассоциирую показанные и описанные здесь маркировки с конкретными моделями шин (за некоторым исключением, где это непосредственно бросается в глаза) и их изготовителями. Каждый изготовитель устанавливает для себя систему идентификации процессов, полуфабрикатов, кодировку исполнителей. Это его внутренне дело. Нам же – потребителям об этом просто следует знать.

     И хотя в некоторых случаях обилие дополнительных маркировок не очень-то «украшает» ее, иногда стоит усомниться в качестве покупаемой покрышки, если вдруг вы не найдете «этих самых» маркировок.

Савосин В.С. (компания TOPOF.RU)



просмотренные статьи

отзывы (43)

  • Vovan

    23 Декабря 2014 19:15

    Всем рекомендую!!!

  • Vovan

    23 Декабря 2014 19:13

    Отличная статья

  • Анатолий

    26 Марта 2012 12:57

    После перебалансировки колёс, уже на другом шиномонтаже с хорошим оборудованием, суммарный вес колёс стал от 30 до 55 грам. Ещё раз спасибо!

  • Анатолий

    23 Марта 2012 11:46

    Спасибо огромное за ответ. Теперь мне всё понятно.

  • admin

    23 Марта 2012 08:16

    от себя добавим, что 100 гр на шину это многовато.
    Не исключаем, что причина лежит в рамках ответственности шиномонтажа.

  • пресс-служба компании Goodyear

    22 Марта 2012 00:28

    Анатолий,
    Указанная маркировка наносится на покрышки, которые выборочно прошли проверку на силовую устойчивость - Force Variation machine - что подтверждает их высокое качество.

  • Анатолий

    19 Марта 2012 17:41

    Подскажите, на резине FULDA ЕCOCONTROL 185/60 R14 82 H с внутренней стороны обозначены нулики зелёного цвета - это является балансировочными метками, или это просто нулики зелёного цвета? При бортировке их не выстовляли по соскам, в результате - вес грузиков на всех четырёх колесах от 65 до 100 гр., это нормально? Или может все-таки стоит ппопробывать выставить эти нули по соскам?

  • Дракула

    12 Мая 2011 10:41

    Григорий, на японских шинах я например встречал маркировку места стрелочкой прямо около посадочного места шины.

  • Сергей

    18 Сентября 2010 08:34

    подскажите можно ли ставить на одну ось шины КАМА 1260 и КАМА 1260-1 и в чём принципиальнное отличие между этими шинами

  • Григорий

    13 Мая 2010 17:32

    Прошу прощения, тут конечно всё очень красиво описано и всё такое.... Приблизительно оно выглядит так как обычно грамотный, опытный шиномонтажник, вешает лапшу на уши любопытному клиенту, особо не вдаваясь в достоверность выдаваемой информации. Но простите, а где же конкретная ссылка на какие- либо документы. Я вот занялся изучение настоящего вопроса и что у меня получилось: Упоминание про балансировочную метку я обнаружил только в "правилах эксплуатации автомобильных шин и ГОСТЕ 7454-97...... "При монтаже шины на обод необходимо обеспечить совмещение балансировочной метки на боковине шины с вентилем. Также здесь указано что она должна быть диаметром 10- 15мм."" Простите но здесь не указано каким цветом, по мне так это может быть и белая, жёлтая, красная, да хоть розовая...... Подскажите ПЖСТ документ на основании которого сфабрикованы ваши Ваши утверждения.

  • Александр

    21 Января 2010 17:37

    Работаю шиномантажником 10 лет. Шин повидал не мало. Иногда не совмещение балансировочных меток приводит к лучшей минимализации дибаланса. И не забывайте про оптимизацию хода колеса. Ведь вес это не главное.

  • дмитрий

    25 Декабря 2009 21:23

    уважаемый сергей. скажите, а зачем тогда балансируются колеса, если вы говорите, что резина должна быть полностью однородна. в нашей жизни ничего абсолютного и идеального не бывает. а верить ли журналу или технической литературе, то я как-то больше верю технической литературе - в журнале все что хочешь можно написать!

  • сергей

    2 Ноября 2009 18:43

    всё то туфта про жёлтые кружки, я читал примерно 1,5 года назад журнал ЗА РУЛЁМ, так там чётко было сказано, что жёлтые кружки и другие - маркируют на заводе отбраковку, а цвет означает тот или иной брак. И что то за резина с лёгким местом - смешно:))
    Резина дожна быть полностью однородна и без лёгких мест под сосок.

  • Андрей

    31 Октября 2009 00:17

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста смысл незакрашенного оранжевого кружка!? Заметил на одной из покрышек после установки колес, теперь вот мучает вопрос нет ли такой метки на остальных и ее смыл...проверить пока нет возможности. Шина Kumho I'ZEN KW22 Спасибо!

  • Максим

    9 Октября 2009 20:32

    А что означают жёлтые окружности (не кружки) на внешней боковине шины?

  • admin

    9 Октября 2009 19:39

    прежде всего, что за шина и желательно покажите.

  • Максим

    9 Октября 2009 18:48

    А что означают жёлтые окружности (не кружки) на внешней боковине шины?

  • admin

    8 Октября 2009 14:46

    Здравствуйте, Виталий. снежинка, видимо, значит studless (то бишь фрикционная шина). Остальные не очень понял из описания. Дайте название модели, тогда попробуем найти.

  • Виталий

    8 Октября 2009 12:21

    Интересно. Шины Avrora на которых машина пришла из Штатов имеют тисненую маркировку с боку в виде рисунков как то: снежинка, линии из под волны сверху (типа дождь?), чтото в роде стилизованного изображения цветка тюльпна, и пару-тройку других рисунков которые так сразу и не опишешь. Что это не здоровая фантазия производиеля, или это имеет вполне определенный смысл, который имеет какуюто систему и который систематезирован и это где то можно "подсматреть".

  • anton-tyres

    20 Августа 2009 16:50

    Олег,всё зависит от размера,ГОСТ 4754-97,там всё прописано по грузам.

  • Олег

    23 Апреля 2009 14:32

    Сегодня съездил и попросил чтоб сдвинули уружок напротив вентеля. Отбалансировали грузов на одном 20 60 на другом 95 85 - это нормально если столько грузов 180гр. на втором колесе? И еще скажите вредно ли сжимать покрышки при разбортовки на станке?

  • admin

    20 Апреля 2009 14:39

    Уважаемый Олег, нам кажется, что Sandr более чем полно ответил на Ваш вопрос. Sandr, спасибо за конкретный пример.

  • Sandr

    20 Апреля 2009 14:01

    кстати забыл написать про результат совмещения жёлтой точки и отверстия под вентиль:Балансировочный стенд показал в среднем 15-25 грамм вместо первоначальных 35-55 грамм.

  • Sandr

    20 Апреля 2009 13:57

    В продолжение темы про "белые",а по факту жёлтые точки.вчера читал это сообщение,вышел посмотрел ни хрена не совпадают.Сегодня поехал с утра в шинный центр и под предлогом проверки балансировки,добился чтобы поставили желтые метки,над "соском"(отверстием под вентиль).Платить за это и балансировку не пришлось,грузанул администратора некомпитентностью персонала.Все сделали "типа по гарантии"

  • Олег

    20 Апреля 2009 13:51

    Скажите пожалуйста, обязательно ли при балансировке колёс совмещать жёлтый кружок с отверстием под нипель? или момно просто так одеть резину и отбалансировать?

  • дмитрий

    30 Марта 2009 09:44

    по поводу последнего -я свами полностью согласен.

  • admin

    26 Марта 2009 13:33

    Вы знаете, Дмитрий, действительно есть такие статьи и в интернете в том числе. Спорить на эту тему мы, конечно, с Вами не будем. Воля Ваша) Добавлю только, что полоски идут не насквозь рисунка протектора до корда. Они наносятся сверху и стираемы, например, при эксплуатации. Кроме того, увиденные Вами шины могли быть с разных заводов и разных лет производства. Я лично еще в прошлом году видел шины 2002 года. Это может значить, что на заводе еще не не была введена данная система маркировки. Для автора "умной" статьи могу добавить, что бракованные шины на рынок выкладывать никому не выгодно. У них свой "путь", о котором тут писать не хотелось бы.

  • дмитрий

    26 Марта 2009 10:17

    как-то не очень верится про цветные полоски в вашем варианте,полосы это брак,каждый цвет соответствюет виду брака(состав,рисунок,слабое место,и.т.д),покупая шины, попросил продовца дать шины без полосок,он принес (бес полосок).не логично получается,почему эти шины не прокрашены?наверно на заводе краска закончилась.читал умную книгу много чего вычетал,в ней имеется описание по браку шин.

  • unknown

    20 Октября 2008 15:27

    видимо, Владимир, данное обозначение свидетельствует о спецификации типоразмерам/шинам одобренным Mercedes-Benz. Самое главное, чтобы друние параметры совпадали.. в частности, категория скорости, индекс несущей способности..

  • владимир

    20 Октября 2008 01:26

    приобрел комплект шин р7
    только после установки заметил на одном скате дополнительную надпись МО
    поставил его назад
    я могу так ездить или потребовать замены?

  • Cавосин В.С.

    13 Января 2008 14:29

    В обозначения шин ф. Gislaved стала вводить условные обозначения шипов, которыми ошипованы шины:
    AD - обычный цилиндрический алюминиевый шип с твердосплавным сердечником;
    DD - прямоугольный шип с алмазной гранью ("бриллиантовый шип");
    MD - пластиковый шип;
    OD - овальный шип и т.п.

  • Анонимный гость

    26 Декабря 2007 22:45

    Это обозначения шипа

  • Паша

    26 Декабря 2007 13:41

    а что означает например Gislaved NordFrost 5 DD, DD - что это?

  • admin

    15 Ноября 2007 13:38

    если это одна модель... то конечно можно.. но если скажем, три диска литых, а 4 штампованный (или наоборот) - нельзя.

  • игорь

    15 Ноября 2007 10:22

    Можно ли ставить на колеса три одинаковых диска, а четвертый диск не покупать, а взять "родной" с запаски?

  • Валик

    29 Сентября 2007 13:42

    А на моих Michelin Energy Е3А(надпись вдавлена) 185/70 R14 france (надпись
    выпуклая) цветных точек нету...

  • Савосин В.С

    28 Сентября 2007 18:19

    Ивану На шине должно быть написано: 30х9,5 R15. Я уже объяснял подобное обозначение в комментариях к статье "Маркировка шин". Повторю еще раз: 30 - это наружный диаметр, 9,5 - ширина профиля поперечного сечения, R - радиальная, 15 - посадочный диаметр (все в дюймах). Это обозначение шин по американской системе.

  • admin

    26 Сентября 2007 15:00

    здравствуйте, Иван... грубый перевод - 241/79/15 .. вряд ли вам это поможет..

  • иван

    22 Сентября 2007 19:55

    подскажите, нигде не могу найти информацию о азмере шины.
    на шине написано 30 9.5 R15 это резина на джип, bridgestone winter dueler а европейский размер найти не могу? как перевести это на стандартные обозначения ?

  • admin

    19 Марта 2007 21:31

    Уважаемый Семчак А.А., для некоторых колес 100 грамм может быть нормой. Чтобы ответить на ваш вопрос необходимо чтобы вы уточнили точные типоразмеры (включая индексы скорости и нагрузки). Кроме того, будьте добры напишите, что за кружки - сплошные? или только окружности? есть ли какие либо рядом/внутри цифры?

  • Семчак А.А.

    17 Марта 2007 10:17

    Я приобрёл шины Pirelli P7. На трёх скатах, снаружной, есть треугольник жёлтого цвета, а на одном скате кружок с внутренней поверхности.Так эти маркировки обозначают одно и тоже?Если кружок обозначает лёгкое место то, что обозначают преугольники?И почему на разных поверхностях? Эти вопросы возникли от того, что, при балансировке на легкосплавных дисках, два колеса нуждались в грузиках до 100 гр. Спасибо.

  • admin

    13 Октября 2006 00:35

    Уважаемый Юрий
    ...коротко ответить на ваши вопросы не представляется возможным, а ответ тянет на целую статью, которую мы начали готовить. На это потребуется некоторое время.

  • Юра

    12 Октября 2006 13:00

    Хочу подробнее узнать о критериях отнесения шины к 1 сорту. Отечественные шины без штампа "1 сорт" продают дешевле. В целом, такая шина все же выходит за ворота предприятия, значит выходной контроль проходит, но с какими-то мелкими замечаниями. Чем жертвует покупатель, экономя на покупке таких шин? Гарантия на них не изменяется?
    По поводу гарантии еще вопрос, хоть и не по теме. Сейчас продают шины с "заводской гарантией 5 лет". При этом обменять шины у продавца можно только на этапе шиномонтажа, до ввода в эксплуатацию. А в дальнейшем, что брак везти к изготовителю самостоятельно? Как в таком случае высчитывается компенсация за недопробег шины? А какой гарантийный пробег, скажем у шины Бел-103?

все отзывы

оставить отзыв

Поделитесь своим мнением! Если хотите, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте. Вы можете также войти через социальные сети Вконтакте или Facebook.

Шинный калькулятор