О «килах», «грыжах» и прочих «вздутиях» на покрышках

     Частенько бывает: только купил новые покрышки, поставил и проехал-то всего ничего, ан, глядь, «кила» выступила (она же «грыжа», «вздутие» и пр.).

     Немедленно – в магазин или на рынок, где купил, в «шиномонтажку», где ставили с единственным требованием: заменить, мол, брак продали, при монтаже повредили и т.д.

     Давайте вместе рассмотрим и разберемся с этими «килами».

     В колонке слева на всех фото представлены различные «вздутия» боковых стенок покрышек. Как видно, внешне они почти ничем друг от друга не отличаются. Но «природа» их происхождения и появления различна. Для того чтобы определить, что явилось причиной «вздутия» надо осмотреть покрышку изнутри. Здесь мы увидим разницу и большую.
 

фото 1 О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках фото 2
фото 3 О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках фото 4
О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках
фото 5 О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках фото 6


     Первая пара «вздутий» на фото 1-2 и 3-4. Здесь на внутренней поверхности покрышек сквозь «утоненный» резиновый герметизирующий слой явно просматриваются нити корда слоя каркаса. Расстояние между нитями больше толщины самих нитей, а это означает дефект «расхождение нитей корда слоя каркаса». Это дефект производственный, для радиальных однослойных покрышек он не допускается. Подобного рода «вздутия», как правило, образуются с обеих сторон покрышки друг против друга.

     «Вздутие» на фото 5-6. Причина – отсутствие нитей корда в этом месте боковой стенки. Здесь просто растянута резина боковины. Это также дефект производственный.

В рассмотренных случаях «кила» – следствие излишней деформации боковой стенки из-за растяжения резины между нитями корда. Такая «кила» образуется сразу при накачке шины после монтажа покрышки на обод колеса. Поэтому обращайте внимание на внешний вид накачанных новых шин в шиномонтажной мастерской, и, обнаружив подобную «килу», требуйте замены покрышек.
 

О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках

О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках

фото 7-8



     На фото 7-8 показан еще один явный производственный дефект, вызвавший «вздутие» боковой стенки покрышки: воздушный пузырь. Его образует воздух, оставшийся между слоем резины и кордной тканью при ее обрезинивании. Может проявиться сразу при накачивании шины, но и после некоторого пробега после разогрева покрышки в результате внутреннего трения, когда произойдет расширение воздуха в замкнутом пространстве, как в рассматриваемом случае.

     При «вскрытии» пузыря просматриваются оголенные нити корда каркаса.

     Все следующие «килы», «вздутия» - следствие разрушения боковых стенок покрышек. При этом в местах, где имеются «вздутия» покрышек в накачанном состоянии, заметны темные пятна, как снаружи, так и на внутренней поверхности. Это следы от удара колеса о дорожное препятствие. В зависимости от силы удара, величины препятствия пятно больше или меньше, но, так или иначе, в этом месте разрушены нити корда каркаса, и причина возникновения «килы» - деформация резины боковины. Разорванные нити корда не способны удержать давления, боковая стенка искривляется.

     На фото 9-10, 11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 как раз и показаны варианты разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия: пятна и вмятины на герметизирующем слое, разрыв резины герметизирующего слоя и даже сквозной разрыв боковой стенки. В последнем случае «кила» не образуется, так как покрышка «идет на выстрел».
 

фото 9разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия

фото 11разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия

фото 13разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия

фото 15разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия

фото 17разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия

фото 19разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствия
разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствияфото 10

разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствияфото 12

разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствияфото 14

разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствияфото 16

разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствияфото 18

разрушения нитей корда каркаса покрышек при ударах о дорожные препятствияфото 20


     Повреждения покрышек, вызывающие образование «кил», «вздутий» ремонту не подлежат. Несколько «сглаживает» «килу» ездовая камера, вставленная в шину, но тогда такая шина может быть использована только в качестве запасной.

     Следует обратить внимание на то, что, как правило, при ударах о дорожные препятствия повреждаются также и закраины ободъев (см. фото 9, 13, 17).

     Несколько отдельно от описанных «вздутий» стоят так называемые «боковые стяжки» (утяжки, перетяжки) – показатели внешнего вида радиальных покрышек. «Стяжки» проявляются только при накачанных шинах, обусловлены технологией сборки покрышек. Внешне представляют собой радиально расположенные «вогнутости» боковой стенки. Иной раз их почти не обнаружить визуально, но хорошо - на ощупь.

боковые стяжки боковые стяжки


     «Боковая стяжка» проявит себя в месте наложения кромок слоя каркаса друг на друга при стыковании каркаса. Если кромки каркаса наложены друг на друга (в «нахлест»), то при накачке шины деформация боковой стенки в этом месте под давлением будет меньше, чем в соседних областях каркаса по обе стороны от стыка. Это обусловлено различной упругостью указанных участков боковой стенки. Как ни парадоксально, но это самое прочное место боковой стенки покрышки.
 

Здесь внахлест идут по пять нитей корда слоя каркаса


     На приведенном рисунке место «нахлеста» показано снаружи и в поперечном разрезе. Здесь внахлест идут по пять нитей корда слоя каркаса. Естественно, что при сборке покрышки стараются как можно лучше обработать места стыка слоя корда, чтобы слишком толстые «нахлесты» не проявляли себя в готовой покрышке, но избежать этого, увы, ни теоретически, ни практически не удается. Сама по себе «боковая стяжка» не является производственным дефектом и не оказывает влияния на эксплуатационные свойства шины, если только ее наличие не приводит к изменению показателя «силовая неоднородность» и «боковое биение» шины.

     Но если «боковое биение», измеренное по методике, указанной в ГОСТ 4754-97, превысит установленную величину для шин определенного обозначения размера, то «боковая стяжка» квалифицируется как производственный дефект: «не соответствие шины ГОСТ 4754-97 по величине бокового биения.»

     Покупая покрышку, не поленитесь осмотреть ее внутреннюю поверхность на предмет наличия на ней расхождения нитей корда каркаса, «пузырей», а при обнаружении «боковых стяжек» потребуйте измерения величины бокового биения.

     Случается, что кила не «образовалась» сразу после монтажа покрышки на обод, и езда была аккуратная, и ударов не было, и наездов на препятствия с большой скоростью, но кила тем не менее через некоторое время все-таки появляется, появляется постепенно, все более разрастаясь с течением времени, да и «характер» у такой килы отличается от вышеописанных.

     Рассмотрим килу на фото 21-22 . Понятно, что ее возникновение связано с неквалифицированным монтажом покрышки на обод колеса. Пока такое колесо находится в статическом состоянии кила себя не проявляет, но стоит колесу прийти во вращение, и при деформации разрушенного борта покрышки кила постепенно «выступит» и проявит себя.
 

фото 21 О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках фото 22


     Аналогичная причина вздутия боковой стенки у покрышки на фото 23-24. Кроме того, обратим внимание на то, что покрышка в данном случае, представляя собой бескамерную шину, смонтирована на обод для камерных шин, т.е. обод не имеет хампов, а поверхность посадочных полок ржавая (фото 25). В соответствии с «Правилами эксплуатации автомобильных шин» монтаж покрышек на такой обод не допускается.
 

фото 23 О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках фото 24


О килах, грыжах и прочих вздутиях на покрышках


Савосин В.С. (компания TOPOF.RU)
Заслуженный рационализатор РФ



отзывы (31)

  • Виктор

    4 Мая 2011 23:11

    Спасибо за статью.

  • димон

    25 Апреля 2011 20:33

    Очень интересная статья. Как раз с нахлестом разбирался. Спасибо автору!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Савосин В.С.

    10 Марта 2011 19:55

    Да, это опечатка, должно быть ГОСТ Р 51709-2001

  • роман

    9 Декабря 2010 14:46

    гост Р 51907-2001 не существует

  • admin

    28 Ноября 2010 15:18

    Борис смотрите статью "Типы рисунка протектора".

    Статья - О «килах», «грыжах» и прочих «вздутиях» на покрышках - обновлена. Добавлена информация о нахлесте нитей корда.

  • Борис

    18 Ноября 2010 20:51

    Рисунок протектора - повышенной проходимости. Может для наглядности привести фотографии шин?

  • Борис

    18 Ноября 2010 20:32

    Я привел практически все надписи на шинах, кроме Сделано в Японии. Продавцы шин на авторынке говорят, что это полугрузовые шины. Узнать ИНС нет возможности, просто его там нет, по-моему. Шины шипованные.

  • admin

    18 Ноября 2010 12:27

    не очень понятно, что это за шины. Удалось найти крайне скудную информацию о них на китайских сайтах. В целом, насколько я понимаю, Вы хотите перейти с шин 145/80R12 на 155/80R12. В этом случае автомобиль опустится на 8 мм (1 см). Важно обратить еще внимание на индекс несущей способности, я не смог его выявить из размещенной Вами информации. Вам нужно посмотреть на шину, узнать этот индекс и, используя табличку соответствия (она есть у нас на сайте), посчитать способность шин выдерживать возможные нагрузки.

  • Борис

    18 Ноября 2010 05:51

    Здравствуйте! Информации представленные здесь очень интересны.А у меня вопрос. Мне привезли колеса: STRADA SR-1A 145SR12
    STSR1A-1
    TUBELESS M&S
    STEEL BELTED RADIAL
    TOYO TIRE&RUBBER CO.,LTD
    CXC5 PL3308.
    Подскажите,пожалуйста, подойдут ли они на задний двухскатный мост Ниссан Атлас 1,5 т, если предусмотрены 155R12-8PRLT.

  • Савосин В.С.

    15 Ноября 2010 14:03

    Уважаемый Силантий!
    Если Вы внимательно читали, то в комментарии от 1 мая 2009 года я отметил, что «Покрышки МОЖНО ремонтировать, если величина "кил" соответствует требованиям ОСТ 200-001-95 «Покрышки и бескамерные шины, пригодные для ремонта местных повреждений. Технические условия». См. также «Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04».
    Но как Вы сами отметили, есть много НО!!! Стоит ли игра свеч, зависит, конечно, от клиента – выбор за ним. Ремонтируя, берете на себя ответственность, но всегда во главу угла надо поставить БЕЗОПАСНОСТЬ. Сумеете ее обеспечить – ради Бога!
    Одновременно всем читателям выражаю благодарность за высокую оценку статьи.

  • Эдуарт

    20 Октября 2010 21:59

    Являюсь маленьким начальничком шин-ки , начинал старшим по подкачке колес , стаж тоже как у Силантия. Целиком и полностью с ним согласен. А по поводу ремонта в дороге - вставить камеру самому - не каждый шиномонтажник без станка одними монтажками сможет , советую в прокол бескамерного колеса вкрутить саморез .

  • Силантий

    12 Октября 2010 01:41

    Да, для тех - кто незнаком с данной проблемой,статья довольно познавательна. Но как специалист с почти 15 летним стажем по общению с колёсами, могу сказать что; - всё зависит от величины и масштаба «грыжи»(она же «кила», «вздутие»,«шишка» и пр.)
    А вот с написанным выше:-"Повреждения покрышек, вызывающие образование «кил», «вздутий» ремонту не подлежат!!! Позвольте не согласится....
    Положительный ремонт в большинстве случаев возможен, Но!!!...Есть но!
    Это зависит:
    1. От мастерства, опыта и стараний мастера.
    2. Есть ли смысл подвергать шину ремонту,потому что - бывает что и нет, проще новую купить!
    3. Вложенных в цену за ремонт денег.
    4. С какими материаллами работает мастер и на каком оборудовании.
    И ещё некоторых производственных нюансов.
    Лично исправлял различные «вздутия» боковых стенок покрышек, да и не только. Так что, многое многое можно лечить НО,увы не всё. Иное колесо после ремонта можно без вопросов - поставить вперёд, а бывает какой там на заднюю ось(и причина не в ненадёжности отремонтированной боковой стенки шины а в том что после ремонта, изменяется балансировка да так что об установке на переднюю ось не может быть и речи) Но это правда редкость, за всю практику было 3-4 раза. Зачастую, если никто не торопил и незудел над душой, пузырь уходил в ноль:)
    А вот, насчёт установки камеры внутри безкамерной покрышки - говорю как практик с опытом, колесо становится тяжелым, с баллансом проблема и вздутие (зачастую) никуда не уходит, это ещё неизвестно что там внутри? И камеры как правило хватает не надолго,протрёт,подточит,съест(назовите как хотите)- внутренний рельеф покрышки. И колесо спустит, хорошо если недалеко от мастерской.
    Поэтому сначала попробуйте разузнать отзывы о мастере,поговорите с ним, компетентного человека видно сразу.А там уж решайте, доверяться ему или не стоит.
    Но с такими «шишками» «грыжами», «вздутиями» и пр. ЕЗДИТЬ ОПАСНО!!! ОСОБЕННО НА ПЕРЕДНИХ КОЛЁСАХ да задних ВООБЩЕМ то ТОЖЕ, притрётесь к чему либо на скорости, 2-3 атмосферы разом вылетят наружу, ну взорвётся колесо - если кто не понял! Извините что так подробно, но,такова тема :) Всем удачи на дороге!!! :)

  • ярик

    9 Июня 2010 20:28

    забыл сказать стиль езды акуратный

  • ярик

    9 Июня 2010 20:27

    на ваз21093 стоит нокиан і3,прошла 4000км,на передней резине появилось вздутие как на фото1 с вн.и внешней стороны а также несколько борозд как но фото3.Можно ли ездить или идти в магазин и требовать замены т.к она на гарантии

  • admin

    6 Мая 2010 22:47

    пока они незначительные - можно. Но рекомендуем Вам периодически осматривать шину.

  • Алексей

    6 Мая 2010 15:07

    Здравствуйте! Одна из шин на моем авто выглядит похоже на фото 3. С этим можно ездить? Вздутия незначительные.

  • Андрей

    26 Апреля 2010 08:47

    Спасибо!Информация нужная.

  • Николай

    23 Апреля 2010 17:57

    А если порез, снаружи, не большой, то как поступают, чем лечат?

  • Максим

    16 Апреля 2010 19:34

    Автор данной статьи,молодец!

  • Вячеслав

    14 Апреля 2010 21:46

    Спасибо за отличное описание.
    Теперь - то я к ним приду не с голыми руками.
    И пальчиком погражу и скажу: "Нука ребята, давайте посмотрим мою килу из нутри"

  • андрей

    6 Марта 2010 01:28

    Спасибо! Познавательно.

  • Dm

    19 Декабря 2009 18:41

    По моему есть заплатки, при помощи которых точно можно убрать вздутие, на счёт килы надо уточнить.

  • admin

    30 Мая 2009 16:22

    Спасибо, если у Вас будет желание, мы будем рады сотрудничеству)

  • кам

    30 Мая 2009 11:14

    очень интересные статьи. я как директор Шинного Центра выражаю Вам свою благодарность. побольше бы Вас читали

  • Анонимный гость

    1 Мая 2009 15:36

    Спасибо за совет.

  • Савосин В.С.

    1 Мая 2009 14:31

    На вопрос, можно ли ездить с разными килами, ответ - однозначный: Согласно ГОСТ Р 51907-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. Раздел 4.5.Требования к шинам и колесам. п.4.5.3. эксплуатация ТС запрещается =, если на шинах имеются "повреждения в виде пробоев, ВЗДУТИЙ, сквозных и несквозных презов, обнажающих корд... и т.д."
    Покрышки можно ремонтировать, если величина кил соответствует требованиям ОСТ 200-001-95 "Покрышки и бескамерные шины, подлежащие ремонту местных повреждений. Технические условия". Министерство транспорта Российской Федерации.

  • Савосин В.С.

    12 Марта 2009 21:20

    Уважаемая Татьяна! Попробуйте обратиться в ЗАО "Петрошина" Старо-Петергофский пр.,20. тел. 812-786-4902, 259-1694.
    E-mail: petroshina@mail.ru. Это шинный завод, старейший в России (входил в состав "Красного треугольника") и (или) в ЗАО "Простор", ул. Свободы, 10. тел.812-567-39-55. А это один из основных торговых центров по продаже шин. Наверняка им приходилось иметь дело с экспертизами шин. Они должны Вам помочь.

  • Татьяна

    12 Марта 2009 13:12

    Где можно провести в СПб качественную независимую экспертизу по грыже, чтобы узнать заводской брак или нет?

  • Анонимный гость

    4 Марта 2009 20:31

    Теперь я знаю и понимаю что такое кила! Спасибо автору.

  • Анонимный гость

    1 Декабря 2008 23:42

    Да отличная статья ! только бы добавить информацию о том можно ли с ними ездить и при каких условиях? и имеет ли смысл ставить на них заплаты ?

  • Рашид

    23 Августа 2008 18:46

    спасибо за хорошую статью, вот хорошо бы добавить информацию о том, сколько можно ездить с разными килами.

все отзывы

оставить отзыв

Поделитесь своим мнением! Если хотите, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте. Вы можете также войти через социальные сети Вконтакте или Facebook.

Шинный калькулятор