Зимние шины с шипами или без?

Одной из наиболее сложных проблем при эксплуатации транспортных средств является проблема обеспечения безопасности движения в зимнее время года. Езда по скользким и заснеженным дорогам чревата тем, что при резком повороте, особенно при малом радиусе закругления и на слишком большой скорости, экстренном торможении, резком изменении подачи топлива может произойти прерывание контакта шин с дорогой. Автомобиль при этом заносит или вообще сбрасывает с траектории движения, и во многих случаях это заканчивается дорожно-транспортным происшествием.


Официальная статистика показывает, что более половины всех крупных ДТП происходит именно в осенне-зимний период, хотя в это время снижается общая интенсивность движения, т.к. многие автовладельцы не эксплуатируют свои автомобили.

А причина в том, что укатанный снег и гололед превращают дорожное покрытие в очень опасное состояние.

Сегодня никто не усомнится в том, что для зимних условий необходимо оснащать автомобили зимними шинами для обеспечения улучшения сцепления колес с обледенелой или заснеженной дорогой.


Основная причина скольжения по льду (будь то шины, наша обувь, коньки, полозья саней и пр.) состоит в образовании в контакте тончайшей водяной пленки в результате подтаивания льда от нагревания при трении. Эта «водичка» существенно снижает коэффициент сцепления: для коньков и полозьев это фактор положительный, а для нашей обуви и шин – чреватый непредсказуемыми последствиями.


Существуют разные методы уменьшения влияния водяной пленки на скольжение шин. Это и двухслойные протекторы: губчатая резина в поверхностном слое и обычная в основе. Многочисленные поры в губчатой резине обеспечивают прочное сцепление с ледяной коркой за счет «впитывания» порами воды. Кроме того, микропоры создают эффект присосок, что увеличивает тяговое усилие. После полного износа губчатого слоя шина может далее использоваться как обычная летняя или всесезонная.


Это – и оснащение элементов протектора зимних шин многочисленными тончайшими зигзагообразными прорезями (ламелями), расположенными в поперечном вращению шины направлении. Такие шины в народе называют «липучками». При качении такой шины ламели последовательно друг за другом деформируются, создавая большое количество острых граней зацепления за лед, разрушая при этом водяную пленку. При движении по заснеженным дорогам в зимней шине необходимо обеспечение хорошей самоочищаемости протектора от снега. Поэтому в протекторе создают более широкие канавки и отводные «борозды», предпочитая направленный рисунок. Наилучший вариант – расположение элементов протектора «елочкой» с расширением канавок от центра к краям беговой дорожки (рис. 1)


 

Все перечисленное характерно для так называемых нешипуемых зимних шин. Такие шины маркируют на боковине надписью «STUDLESS» (не подлежит ошиповке) – рис.2


 

Другой, традиционный тип зимней шины, это шина, протектор которой может быть оснащен шипами противоскольжения. (Рис.3)


 

Для таких шин протектор проектируется отлично от шин нешипуемых. Здесь выступы протектора имеют площадку без прорезей не менее 1,5 см2 для установки шипа, более утолщенный подканавочный слой протектора, чтобы обеспечить надежное зацепление шипа в выступе. Оснащение шин шипами существенно повышает их тягово-сцепные свойства на обледенелых дорогах, снижает на 40-50% тормозной путь. Значительно повышается безопасность криволинейного движения автомобиля и сопротивляемость его заносу.


В настоящее время имеется много модификаций шипов, однако в принципе их разделяют на два основных типа: однофланцевые и двухфланцевые. Для легковых шин преимущественно применяют однофланцевые шипы, однако, все чаще у таких шипов стали делать стабилизирующий фланец несколько меньшего диаметра, чем диаметр основного, который препятствует проникновению между шипом и резиной химических и абразивных веществ, расшатыванию шипа в гнезде и обеспечивает его надежное удержание в резине выступа протектора. Шип характеризуется длиной и диаметром фланца. Для легковых шин наиболее употребительны шипы длиной 10-13 и диаметром 8 мм.


Для установки шипов в протекторе необходимы глухие отверстия-гнезда. Их делают как непосредственно при вулканизации покрышек у изготовителя, так и сверлением. Диаметр такого гнезда должен быть приблизительно в 2 раза менее диаметра корпуса шипа.


Ошиповку покрышек проводят как сами изготовители (в настоящее время – все реже), так и их многочисленные дилеры и еще более многочисленные «кому не лень». Это создает проблемы с гарантиями, так как разделяется ответственность за качество ошипованной шины между изготовителем покрышки и тем, кто ее ошиповал. Если изготовитель покрышки идентифицирован в виде маркировки товарного знака или непосредственного своего наименования, то «ошиповщик», как правило, анонимен. Поэтому старайтесь приобретать ошипованные шины только в специализированных фирменных магазинах. Там должны знать, кто ошиповал покрышки.


Стремясь исключить возможность случайной ошиповки, изготовители маркируют покрышки специальной маркировкой «STUDADLE» (подлежит ошиповке) и указывают изображение и размер шипа. (Рис. 4, рис. 5)

    
 

Фирма NOKIAN TYRES пошла дальше, и на своих зимних покрышках указывает “Eco stud system” (рис. 6) или “Eco stud 2 system” – U.S. pat. 5.800.464 (применена экологичная система ошиповки по патенту США).


 

Количество шипов, устанавливаемых в протекторе, схемы ошиповки весьма различны у разных производителей. В принципе исходят из того, что в зоне контакта с опорной поверхностью необходимо иметь 8-12 шипов. Уменьшение количества шипов снижает сцепные качества шины с обледенелой дорогой, увеличение – приводит к повышению износа шипов, шума, снижению эксплуатационных характеристик автомобиля при движении по сухой дороге.


Шипы размещают, как правило, в крайних выступах беговой дорожки протектора таким образом, чтобы они образовали 6-8 рядов. Для легковых шин оптимальной величиной выступа шипа из резинового элемента протектора признана 1-1,5 мм. При меньшем выступе снижается эффективность шипов, при большем – на них действует выворачивающий момент, приводящий к неравномерному их износу, образованию надрывов резины вокруг шипов и к последующему их выпадению.


Несмотря на то, что шины одного обозначения, например, 175/70R13, будь то летние, всесезонные, зимние имеют одну маркировку индекса несущей способности и категории скорости, например, 82Т, где Т означает максимальную скорость 190 км/ч, для зимних ошипованных шин установлено ограничение максимальной скорости – 130 км/ч (Межгосударственный ГОСТ 4754-97 ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ для легковых автомобилей и их прицепов, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости).


Кроме того, в зимних ошипованных шинах следует поддерживать давление примерно на 0,2 атм. больше, чем в обычных шинах.


Ошипованные шины должны быть установлены на все колеса автомобиля. При их использовании следует избегать резких разгонов и торможений, первые 3-4 сотни километров следует проехать при умеренной скорости для правильной «приработки» шипов в гнездах. При переустановке колес с ошипованными шинами необходимо сохранять направление их вращения.


Однако, то, что здесь и ниже будет сказано (а сказано далеко не все) следует воспринимать только как советы и рекомендации. Сегодня в единственном нормативном документе по шинам (вышеупомянутый ГОСТ) про зимние шины сказано следующее:


«4.3 В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяют на дорожные, универсальные, повышенной проходимости, зимние и всесезонные. При эксплуатации шин в зимних условиях разрешается(?!) применять шипы противоскольжения». Об ограничении скорости уже сказано. Вот и все.

 


Попытка регламентировать производство и применение зимних в целом и ошипованных шин в частности путем введения в России государственного стандарта на них не увенчалась успехом. Проект стандарта, одобренный заинтересованными сторонами, вот уже более трех лет застрял где-то в недрах бывшего Госстандарта России (ныне Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). Не до того…


Шины с шипами на легковые автомобили стали устанавливать в 60-х годах прошлого века. В настоящее время их допускают к эксплуатации во многих странах: Австрии и Англии, Скандинавских странах, Исландии и Аргентине, Канаде и Северных штатах США и др. Есть страны, например, Германия, где ошипованные шины категорически запрещены, есть и такие, где их применение ограничено.


Но сегодня еще продолжаются непримиримые споры о целесообразности ошипованных шин. Их противники, отстаивая свою точку зрения, говорят о разрушении шипами дорожного покрытия, увеличении шума, образовании канцерогенной асфальтобетонной и резиновой пыли, выбиваемой шипами, отдают предпочтение «липучкам» - нешипуемым шинам. Да, с этим, конечно, можно согласиться.


Но все же…, объективно, шипы противоскольжения пока еще единственный надежный аргумент против гололеда. И когда речь заходит о сохранении многих человеческих жизней, этому трудно противопоставить что-либо иное.


Впрочем, исходя из вышеизложенного, мы пока свободны в своем выборе, только обязаны при применении ошипованных шин установить на своем автомобиле знак «ШИПЫ».


В заключение несколько советов. Нешипуемые шины сами за себя говорят, а если шины ошипованные, то на автомобиле они, как уже было сказано выше, должны быть все. Попытки использовать зимние шины только на ведущих осях – это псевдоэкономия. При установке зимних шин только на переднюю ось сила сцепления на задней оси будет значительно меньше, чем на передней, и возникает риск заноса (вращения) автомобиля вокруг передней оси; при их установке только на заднюю ось также возникает неуравновешенность сил сцепления шин передней и задней осей, и возникает опасность заноса при движении при поворотах. Остаточная глубина рисунка протектора для зимних шин должна быть не менее 4 мм. При выпадении 25 % шипов шину следует заменить, она становится неэффективна. При низкой температуре давление в шине, регистрируемое манометром, может быть ниже, чем на самом деле. Если, например, при нормальной температуре (18-20 ?С) шина накачана до 2 атм, то при 8 ?С манометр покажет 1,9 атм. Следовательно, показания прибора могут быть неправильно истолкованы зимой при измерении давления. Поэтому зимой не стоит подкачивать шины.



Возьмите на заметку:


обледенелая дорога - в 2 раза более скользкая, чем дорога, покрытая снегом; - в 4 раза – чем мокрая или дорога, покрытая тающим снегом; - в 8 раз более скользкая, чем сухая …


Таким образом, использование зимой зимних шин - жизненная необходимость, это наши с вами здоровье и безопасность. Кто какие шины предпочтет: «липучки» или ошипованные – дело вкуса, желания и возможностей. Но давайте все «переобуемся» на зиму, а одновременно изменим стиль поведения на дороге: станем соблюдать «Правила движения», по доброму, уважительно относиться друг к другу (ведь на дороге мы, как в бане, все одинаковы).


Слишком высока цена ошибок. Не экономьте на безопасности!


Савосин В.С. (компания TOPOF.RU)



просмотренные статьи

отзывы (18)

  • admin

    12 Июля 2011 12:13

    шипы на асфальте не спасут от скольжения, даже могут увеличить его.

  • Виктор

    28 Июня 2011 21:31

    Не понял последнее предложение админа:"Если Вы двигаетесь только по асфальтовым дорогам, ставить шипы опасно." разъясните пожалуйста, в чём опасность?

  • admin

    17 Сентября 2010 20:21

    для Валентина. Все зависит от конкретной модели. Очевидно, что шипуЕМЫЕ шины специально делают шипуЕМЫМИ, чтобы можно было ездить без шипов. Безусловно их не делают заранее ущербными, а при наличии шипов - великолепными. Наличие шипов не позволяет зимним шинам обходиться без ламелей. Будь покрышки С шипами или без, качественный рисунок протектора, предназначенный для зимней езды всегда присутствует. Качество этого рисунка зависит от производителя (бренда), модели и резиновой смеси. Шипованные шины ставят в тех случаях, когда приходится ездить по льду или обледенелой поверхности. ШИПЫ не равно ЗИМА. Если Вы двигаетесь только по асфальтовым дорогам, ставить шипы опасно.

  • admin

    17 Сентября 2010 20:14

    для анонима. чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться, что такое 95T XL и 91Q. Начнем со второго, так как судя по всему это стоит/стояло. 91Q, где 91 - индекс несущей способности обозначающий, что шина способна выдерживать нагрузку в 615 кг; Q - категория скорости, обозначает "предел" скорости движения в 160 км/ч. Вас интересует 95T XL. 95 - индекс несущей способности, обозначающий "предел" нагрузки в 690 кг; T - категория скорости, обозначает "предел" скорости движения в 190 км/ч; XL - ExtraLoad - обозначение усиленных шин. Таким образом, заменяя шины с маркировкой 91Q на 95T XL, позволяет вам ездить на более высокой скорости и перевозить больше груза. На управляемости и комфортности данная маркировка не повлияет. Дубовость зависит скорее от производителя шин (бренда) и конкретной модели, чем от ДАННОГО разброса маркировки.

  • Валентин

    17 Сентября 2010 15:27

    Если на шины подлежащие ошиповке не ставить шипы, насколько они отличаются по сцепным свойствам от нешипуемых зимних шин?

  • Анонимный гость

    4 Сентября 2010 02:22

    Да, в моем вопросе нижу прошу читать 91Q вместо 91T. Машина полноприводная и речь идет о зимних шипованных шинах. Скажется ли такое изменение индексов на управляемости и комфортности? Ну будет ли шина с бОльшим индексом нагрузки придавать машине больше "дубовости" при езде?

    Заранее спасибо!

  • Анонимный гость

    4 Сентября 2010 02:19

    Чем черевата установка шин 95T XL на машину, которой рекомендован производителем 91T (при соблюдении остальных, т.е. размерных параметров)?

  • Тимофей

    7 Мая 2010 15:54

    Основная проблема - это когда шина была ошипована. После ошиповки должно пройти минимум 2 месяца, а у нас шину когда завозят тогда и шипуют. Поэтому ошипованную резину нужно брать заранее и выдерживать ее уже у себя пару месяцев, а потом уже ставить на автомобиль. Замечу, что после теплой зимы чаще покупают нешипуемую резину, а после холодной и долгой "только шипы!"

  • ЕВГ

    22 Марта 2010 15:58

    ЛИПУЧКА шипи это старый век

  • Буш

    31 Января 2010 07:25

    "при понижении температуры объем воздуха уменьшается, давление падает, следовательно, манометр не «врет»"
    наверное, имеется ввиду, что зимой, разница давлений в шинах, между холодной шиной после стоянки и разогретой во время движения, больше, чем эта разница летом.

  • Слава

    27 Января 2010 00:29

    У нас в смоленске даже на шиповке сложно ездить,первый снег вобще не убирают, пока водители не накатают ездить не реально, а те кто экономил на резине буксуют на каждом метре. А для москвы я бы однозначно выбрал обычную нешипованную резину,москву вылизывают за ночь )))

  • калве

    8 Января 2010 01:29

    диски с цепями ----я запутался для спб -надо всесезонку?

  • йцук

    25 Декабря 2009 23:59

    Так с шипами или без ?

  • Анонимный гость

    18 Декабря 2009 12:50

    Дебильная форма для комментирования, каков размер сообщения?!

  • Wolf

    18 Декабря 2009 12:47

    Манометр то как раз-таки не врёт,а показывает реальное давление в шинах при данной температуре.

  • Анонимный гость

    20 Ноября 2009 06:45

    "Следовательно, показания прибора могут быть неправильно истолкованы зимой при измерении давления."
    Если меня не подводят мои школьные знания, то при понижении температуры объем воздуха уменьшается, давление падает, следовательно, манометр не «врет». Не так ли? Вспомните, что происходит с пустой пластиковой бутылкой при изменении температуры.

  • small

    11 Октября 2007 22:07

    "Ошиповку покрышек проводят как сами изготовители (в настоящее время – все реже)...", да... я думал, что вручную шиповать уже перестали...

  • мда

    13 Декабря 2006 14:25

    не ice

все отзывы

оставить отзыв

Поделитесь своим мнением! Если хотите, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте. Вы можете также войти через социальные сети Вконтакте или Facebook.

Шинный калькулятор